Предварительная линейка Тевтонского ордена на конец 12-го и 13 века
Если какие вопросы, поправки, все обсудим, обязательно отписывайтесь здесь.
1. Лучники ордена.
2. Орденские арбалетчики.
3. Пеший кнехт (или городское ополчение)
4. Пехотинец (сержант) меченосцев (Рига)
5. Сержанты (орден)
6. Спешанные рыцари.
7. Кон. оруженосцы.
8. Кон. арбалетчики.
9. Кон. сержанты ордена.
10.Рыцари-Вассалы.
11.Братья Рыцари (тевтонцы и меченосцы, последние в Риге)
12.Свита.
Наемники : Собратья-Рыцари (из различных регионов германии и др. стран) включая своих стрелков и пехоту. Различные местные племена (чудины, эсты, ливы и т. д.), как конные, так и пешие, и стрелковые.
Предлогаю дать Тевтонскому ордену следующие должности.
1. Великий магистр (в Палестине)
2. Вице - магистр (в Пруссиия)
3. Маршал (?)
4. Ландмейстеры (в каждой прове ордена)
5. Комтуры (командир отряда рыцарей)
Или.....
1. Лучники ордена.
2. Шутцен-армбруст (орденские арбалетчики)
3. Кнехты (или городское ополчение)
4. Пехотинец (сержант) меченосцев (Рига)
5. Сариантсбрюдеры или братья-сарианты (сержанты ордена)
6. Спешанные риттербрудеры (рыцари)
7. Кнаппены (конные оруженосцы)
8. Конные баллистарии (арбалетчики)
9. Конные сержанты ордена.
10.Фамилиары (рыцари-вассалы)
11.Риттербрудеры (братья рыцари -тевтонцы и меченосцы, последние в Риге)
12.Свита.
Собираясь в поход немецкий рыцарь облачался в:
- Штаны-брэ;
- Шоссы;
- Нательную рубаху;
- Прошитые набедренники с наколенниками;
- Гамбезон;
- Боевой Чепец - кале;
- Кольчужные чулки;
- Золоченые шпоры;
- Хауберк;
- Гербовое сюрко;
- Рыцарский пояс;
- Меч на своем поясе (перевязи);
- Шлем (топ);
- Щит;
- Плащ;
Штаны-брэ
Поскольку штаны-брэ являлись элементом нижнего белья, то существенных отличий со штанами-брэ гражданского германца не было. Для изготовления штанов-брэ подходит белый лен.
Шоссы
Шоссы, носимые рыцарями того периода (как прочем и многих других временных интервалов) существенно ничем не отличались от гражданских. Используемыми материалами попрежнему оставались лен и шерсть. Окрас ткани проводился в соответствии наличием финансовых средств (для дорогих красителей) и вкусами владельца. Основными цветами на тот период были красный, зеленый и синий. Встречаются шоссы окрашенные в черный цвет.
Нательная рубаха
О нательной рубахе можно посмотреть в разделе гражданской одежды. Крой, материал (в основном лен) были идентичны гражданским. А вот по вопросу покраски нижней рубахи следует оговориться и привести некоторые доводы в пользу только отбеливания.
Что касается утверждения о том, что нижняя рубаха не могла быть окрашена, то здесь можно высказать сомнения - никто не упрекнет меня богатого феодала в дополнительном киче (вспомните знаменитые указы о роскоши) - другой вопрос зачем красить рубаху которую будут видеть только ваша супруга (супруг) и домашняя прислуга (рамки приличия не позволяют разгуливать в исподнем). Кроме того, есть еще мнение по поводу того, что поскольку нижняя рубаха была повседневным видом одежды, а имеющиеся на то время красители имели свойства со временем обесцвечиваться, а в нашем случае еще и оставлять дополнительные следы на вашей коже, что не гигеенично во втором случае и не практично в первом (надо постоянно подкрашивать). Вот, собственно говоря, это и есть мои доводы в пользу только отбеливания нижней рубахи.
Прошитые набедренники с наколенниками
По крою чем-то напоминали шоссы, но только обрезались чуть ниже колена. Шились из плотной материи (лен, шерсть) с двух слоев. Между слоями была прослойка уплотнителя (материал, который мог бы срезонировать удар) - конский волос, ветошь, куски кожи. По вопросу окраски могу сказать, что такого не встречалось, хотя никто этого и не запрещал.
Гамбезон.
Прошитая из плотного материала (лен, шерсть) куртка с резонирующим внутренним слоем - конский волос, ветошь, куски кожи.
В паре с Гамбезоном было достаточно распространенным употребление и воротника (прошитого с уплотнителем внутри). Информации по данному типу защитного одеяния (кроме изобразительных источников) на тот период не имеется. А по сему можно лишь заключить, что данные воротники употреблялись преимущественно пехотинцами не рыцарями, хотя некоторые изображения именно рыцарей свидетельствуют о том, что и у рыцарей оно также могло применяться. По способам крепления сказать нечто однозанчное нельзя. Можно предположить, что прошитые воротники могли как пришиваться к гамбезону, так и являться отдельной частью одежды. Больше доводов в сторону отдельной детали одежды так как очень часто прошитые воротники имеют другой цвет по сравнению с гамбезоном.
Боевой Чепец - кале
Вид головного убора надеваемый под (практически любые виды) защитного вооружения (кольчужный капюшон, шлем и прочее).
Точных данных, основывающихся на археологических матералах, по данному виду детали рыцарского костюма не сохранилось. Поэтому, руководствуясь преимущественно изобразительными источниками нельзя с полной уверенностью заявить, что боевой чепец имел существенные отличия от гражданского - нельзя. Равно как и нельзя утверждать, что все чепцы были обязательно прошиты с внутренним слоем уплотнителя. Так чепец мог быть выполнен и просто из плотной ткани (лен) без дополнительного уплотнителя, в пользу наличия промежуточного слоя уплотнителя говорит то, что уплотнитель будет способен несколько смягчить (особенно) вертикальный удар.
Кольчужные чулки
Проведя небольшой анализ рассматриваемого в этой статье периода, можно сказать, что кольчужные чулки были одним из постоянных атрибутов рыцарского боевого снаряжения.
Точных данных о креплении кольчужных чулок - нет. Но можно предположить, что в последние ряды колец вверху чулка вплетались кожанные ремни, за которые и осуществлялось крепление чулок к поясу на подобие шоссов.
Подошвы кольчужных чулок были кожанными и пришивались снизу прочной нитью к кольчужному полотну.
Техника плетения была достаточно распространенной на этот период - 4 в 1 (встречаются экземпляры с техникой 6 в 1). Здесь следует оговориться о том, что плетение кольчужного полотна было довольно не простым и трудоемким занятием по тем временам с теми технологиями - это было полотно надежно скрепленное одним рядом цельных колец (которые высекались из листа, и одним рядом склепанных колец, которые могли изготовляться либо методом волочения проволоки либо высечкой из листа с последующим разрезом для дальнейшего соединения). Были экземпляры кольчужного полотна, изготовленного из колец, созданых из волоченой проволоки. В таких вариантах кольчужного полотна все кольца сваривались между собой.
Золоченые шпоры
Поскольку в период 12-13 веков рыцарь практически однозначно ассоциировался как конный боец - то шпоры стали приобретать роль необходимого атрибута рыцаря. Разумеется в повседневной жизни, а уж тем более во время боя не обязательно было одевать именно позолоченные или даже золотые шпоры, но вот во время церемонии посвящения в рыцари позолоченные шпоры или золотые были символом возлагаемого достоинства рыцарского звания.
Восприемник, надевая шпоры, говорил: "Шпоры эти означают, что поощряемый честью, ты обязан быть неутомимым в предприятиях".
Шпоры, так же как и все рыцарское снаряжение претерпели ряд существенных изменений от простых - согнутых в дугу с привареным колящим элементом (10-11 века) - до изящно выделанных с инкрустацией, колесиком, гравировкой(15-17 века). На период 12-13 веков шпоры представляли собой согнутые в дугу при рассмотрении сверху и с дополнительным изгибом с боков, что позволяло им более надежно удерживаться на ноге и не съезжать во время активного передвижения верхом. Колящий элемент еще был в виде булавы - колесико еще не появилось. Крепление шпор осуществлялось кожанными ремешками.
Хауберк
Хауберк представлял собой кольчугу с капюшоном и длинным рукавами закрывавшими ладони. Порой хауберки представляли собой удлиненную кольчугу (до колена или середины бедра) с воротником и рукавами достигавшими середины запястья.
Достаточно распространенным плтением хауберга было плетение 4 в 1 (четыре в одном) при толщине кольца от 1.1 до 2 мм и внутреннем диаметре кольца не большем 10 мм.
Гербовое сюрко
Нажмите, чтобы прочитать
Гербовое сюрко - оно же кот-де-армс представляло собой безрукавное сюрко с гербом владельца. Здесь стоит заметить, что рассматриваемый нами период был периодом настоящего начала расцвета того, что мы сейчас именуем рыцарством. Рыцарство, хотя и было если не классом и не кастой, но накладывало свой отпечаток на умы людей. Рыцарь - это был герой. Герой - готовый на свершения, готовый крушить драконов и практически в одиночку(или с незначительным количеством соратников) сражать целое войско. Вспомните "Песнь о Роланде", Сагу и нибелунгах". Да рыцарь должен быть героем. А героя должны знать в лицо. Да вот только лицо во время боя закрывали доспехи. Отсюда-то и возникало то стремление, присущее еще древним римлянам, выделения себя - славного и знаменитого из группы (слово толпы в рыцарском описании будет звучать неуместно) таких же как и ты славных и знаменитых - друзей-соратников - рыцарей. В эти века начинает свой расцвет то, что мы называем геральдикой (хотя как предмет геральдика зародилась гораздо раньше периода средневековья). Рыцарь должен был обладать гербом, он должен носить герб - если не свой, то вассальный (герб своего сюзерена). Да и в текучке боя, когда практические все облачены, практически, в одно и то же достаточно сложно без каких-бы то нибыло отличительных признаков выделить своих и врагов. Вот и шили господа рыцари себе гербовые сюрко.
Диего де Валера писал так: "В день битвы - каждый благородный рыцарь и каждый оруженосец должны были облачиться в свои гербовые котты … чтобы люди благородные стали известны всем простым воинам, и это должно было постоянно напоминать им, что их долг – не допустить ни малейшего бесчестья или позорного поступка, который мог бы опорочить их самих и их славных предков".
Для пошива гербового сюрко использовались как дорогие шелка, так и ткани попроще - лен и шерсть. Герб владельца либо пришивался к сюрко как аппликация, либо хмуро рисовался темперными красками.
Рыцарский пояс;
Нажмите, чтобы прочитать
Говоря о рыцарском поясе, следует отметить, что эпоха средневековья, а уж тем более и рассматриваемый нами период, демонстрировала некоторые отличительные черты костюма как простого гражданина - будь то торговец или крестьянин, так и рыцаря и князя. К одной из таких отличительных черт можно отнести и такую деталь костюма как пояс. Пояса носили не только феодалы, но простые граждане, не только мужчины, но и женщины, что мы все можем убедиться просматривая средневековые манускрипты. Ведь пояс, наряду со своими декоративной и утилитарной функциями представлял собой одну из тех отличительных черт, которые выделяли феодала из массы простых смертных. Наряду с фамильными драгоценностями и сокровищами пояса передавались по наследству и носились довольно продолжительный период времени. Даже более поздние периоды времени не исключили, а в некоторых регионах и еще более возвысили ценность и значимость поясов.
По поводу пошива данного вида одежды можно отметить, что пошив не отличался от гражданского чепца.
Об особенном положении поясов повествует и то, что пояса никому не давались кроме их владельцев, хотя их могли закладываць как ценный капитал.
Пояса отличались большим разнообразием как используемых для изготовления материалов, так и манерой исполнения. Основой их служили шелк или кожа разных цветов(наиболее распространены были синий и красный).
Дополнительно пояса украшались всевозможными нашивками, заклепками, бахромой, а их концы - богатой отделкой. Практически каждый пояс был единственным и неповторимым и изготовлялся в специальных мастерских за хорошие деньги. Оформление пряжек и концов пояса могло быть посвящено и специальным тематикам, таким как рыцарскому походу, легенде, коронации, использовались всевозможные растительные орнаменты. Чем богаче и представительнее был владелец, тем и богаче и выразительнее был его пояс.
Рыцарский пояс представлял собой, как правило достаточно длинный кожанный ремень различной ширины с различными накладками из дорогих металлов и украшений. От количества имеющихся финансовых средств различные феодалы могли позволить себе и различные по стоимости пояса-ремни.
Рыцарский пояс-ремень был таким же атрибутом принадлежности к рыцарской касте как и золотые или позолоченный шпоры. Так, мы можем видеть в различных преданиях, легендах и сказаниях о церемонии посвящения в рыцари на которой бывшему не рыцарю при возведении его в ранг рыцарей опоясывали кандидата рыцарским поясом.
Плащ
Его же именовали плащ - шап. (материал шерсть с меховой подкладкой, шелк); Плащ, одеваемый рыцарем в поход, принципиально не имел существенных отличий с общегражданским плащом - шапом. Основным используемым для изготовления плащей матералом была шерсть (шерсть хорошо впитывает влагу, при этом не теряя теплоизоляционных свойств).
Шлем (топ);
Нажмите, чтобы прочитать
Для более надежной защиты головы рыцарями использовались, в качестве подшлемного, полусферические каски и кольчужные капюшоны. Кольчужные капюшоны использовались как отдельная деталь доспеха, так и в составе хауберка. Как показывает практический опыт и археологические раскопки, кольчужное полотно представляло неплохую защиту преимущественно от режущих, но никак не колющих ударов. И наибольшую защиту представляло кольчужное полотно, преимущественно свободно свисающее и облегающее поддающиеся деформированию мягкие части тела, а вот при плотном облегании головы - кольчужный капюшон, даже при имеющемся прошитом чепце не предоставит того комплекса защиты, который хотелось бы. Поэтому под кольчужные капюшоны или на них частенько надевали еще и полусферический шлем (имеются в виду рыцари).
Наибольшим периодом расцвета распространения топхельмов можно считать середину 13 - до середины 14 столетия. Практически каждый рыцарь (особенно со второй половины 13 века) был оснащен топом. Топ обязан такой своей популярностью в первую очередь простотой своей конструкции (Выкройки на рис.1 и рис.2) и предельно хорошей по тем временам защите - он закрывал всю голову плюс часть шеи.
Защитное вооружение
Шлемы средневековой Европы середины XIII в. условно можно разделить на две категории: шлемы, предназначенные для конного копейного боя а также других типов. Основным шлемом европейского рыцарства, применявшимся в конном бою, становится топфхелм или, иначе, «великий шлем», который именно в середине XIII в. приобретает свою окончательную и хорошо известную всем нам форму. Первоначально развиваясь из спангенхелмов, конических или плосковерхих шлемов, к которым к концу XII в. стали добавлять прикрытие лица, на рубеже XII и XIII вв. топфхелм с плоским верхом, защитой лица и затылка, становится своего рода визитной карточкой конного рыцаря. Лицевая часть шлема имеет широкие прорези на уровне глаз и множество мелких – в нижней части, выдающейся вперёд. В основном во время битвы на Чудском озере немецкие рыцари, скорее всего, носили именно такие, достаточно ранние топфхелмы, однако немногие, скорее всего тевтонцы, могли позволить себе и новейшие шлемы, только в этот период появившиеся в Европе, полностью прикрывавшие голову до самых плеч, близкие к кюбелхелмам XIV в. Дальнейшее развитие таких шлемов шло по линии улучшения обзора и добавления подвижных пластин отражателей к передней части. Однако это происходило значительно позже.
К верху таких шлемов часто прикреплялись различные украшения, иногда из резного дерева, иногда – с перьями, вокруг верха шёл намёт – тканевый валик геральдических цветов, к которому крепилось полотно, прикрывавшее заднюю часть шлема.
Топфхелмы применялись как правило в сочетании с полным кольчатым доспехом, включавшим в себя длиннорукавную кольчугу с кольчужными рукавицами и капюшоном, под который на голову одевался стёганый чепец. Часто носились и кольчужные чулки.
В XIII в. во всё более широкое использование входит бригандина – панцирь, где к мягкой (чаще всего кожаной) основе изнутри приклепывались металлические пластины. Пластины лудились.
Бригандина часто украшалась изображением герба рыцаря или знаком ордена; поверх доспеха могла надеваться и гербовая котта.
Довольно часто в бою рыцари не надевали топфхелма или иного шлема, довольствуясь только одним кольчужным капюшоном.
Однако, кроме топфхелма применялись и другие шлемы. В середине XIII в. в Европе распространяются ранние формы шапели или капалина, то есть шлема с полями. Поля, как правило, пока что довольно узкие. По прежнему широко распространены и различные формы сфероконических шлемов. Столь же часто пехота применяет и клёпаные из нескольких частей шлемы.
Под доспех обычно надевается стёганая куртка – гамбизон, однако он часто используется и в качестве основного доспеха. Пехота часто применяет и кольчугу с короткими рукавами.
По видимому, европейские воины в Прибалтике часто использовали и некоторые не слишком характерные для Европы пластинчатые доспехи, особенно чешуйчатые. Такие панцири можно встретить на миниатюрах, изображающих как воинов из южной Франции, так и датчан.
В качестве защиты ног используются не только упоминавшиеся выше кольчужные чулки, но и стальные наголенники, а также и наколенники – чаще всего просто выбитые пластины, которые иногда закреплялись на короткой стёганой штанине, крепившейся к поясу на ремешках, подобно кольчужным чулкам.
Европейские щиты этой эпохи у конных рыцарей, как правило, треугольные (шириной 50 сантиметров и высотой до 75 сантиметров), украшенные тем или иным геральдическим изображением – гербом рыцаря или ордена. Изготавливались щиты из дощечек, которые покрывались кожей. Судя по всему, в XIII в. со щитов пропадает умбон и отсутствует оковка по краям. Щиты пеших воинов были несколько больше, однако и они стремились к треугольной форме, хотя могли быть щиты трапециевидные, прямоугольные, круглые и овальные.
Оружие
Нажмите, чтобы прочитать
Основной ударной силой европейских армий этого периода была тяжёлая рыцарская конница. Эта тенденция была присуща также и на Руси и на востоке. Все остальные воины играли в той или иной степени вспомогательную роль. Оружие, то есть собственно наступательное вооружение, в первую очередь было ориентировано на конный бой. Сюда входит оружие клинковое, то есть мечи и фальшионы, копья, боевые топоры. Применялось также и оружие ударное – булавы и шестопёры. Мечи, наиболее широко распространённый вид клинкового оружия этого периода, имеют обычный для Европы облик: чаще всего близкие к позднероманскому типу, с узким долом, с длинным прямым либо чуть изог нутым перекрестьем. Примерно к этому периоду появляются и полуторные рукояти. Навершия встречаются как линзовидные, так и иной формы, в том числе чечевицеобразные, а также многогранные. На навершиях иногда ставилась насечка, часто в виде герба владельца.
Фальшионы – в это время в основной своей массе ещё прямые, но уже появляются и изогнутые однолезвийные клинки длиной до метра – особенно популярное оружие у простых воинов. В широком обиходе и тесаки.
Важнейшую роль в экипировке европейского конного воина играло копьё – основное оружие кавалерийского таранного удара. Используются копейные наконечники по форме как правило листовидные, с узким гранёным остриём, близкие к пике. Копья, предназначенные для пешего боя, встречаются несколько реже, чаще всего лезвие их более широкое, также листовидное. Именно в этот период древковое пехотное оружие начинает стремительно развиваться появляются (альшписы), уже используются боевые вилы и первые версии боевых серпов, появляются прообразы алебард.
В качестве ударно дробящего оружия применяются булавы, реже – шестопёры. Ударное оружие было излюбленным оружием духовных лиц, для которых всё ещё действовал запрет проливать кровь (впрочем, судя по источникам, духовные лица, невзирая на всяческие запреты, пользовались и клинковым оружием). Однако ударное оружие в конной схватке было настолько эффективно, что оно получает с этого периода всё большее и большее распространение.
Боевые топоры, по видимому, рыцарями применялись редко, однако были популярны и широко использовались пехотой, особенно в Северной Европе, где кузнечное производство не могло обеспечить всех воинов достаточным количеством недорого и качественного клинкового оружия. Часто такие топоры имели широкое лезвие, иногда стремившееся по форме к полумесяцу.
Пешие воины часто использовали луки и арбалеты. Вероятнее всего, немецкие воины мало использовали в Прибалтике такое оружие дистанционного боя как лук, тогда как арбалет применялся широко. Куда более популярны были простейшие арбалеты без стремени: для того, чтобы взвести такой арбалет, воин должен был встать на лук ногами и, разгибаясь, тянуть тетиву вверх. Примерно в это же время начинают появляться и арбалеты со стременем, которые стрелок взводил, поставив в это стремя ногу и зацепив тетиву за поясной крюк.
Ножи и кинжалы в Европе применялись довольно широко, их формы весьма разнообразны: от больших однолезвийных боевых ножей, часто бывших, помимо древкового оружия, единственным оружием пешего воина, до небольших изящных кинжалов с изогнутым перекрестьем и небольшим изогнутым навершием.
Летописи сообщают, что немцы часто применяли пращи, особенно при обороне замков.
Шлем
Нажмите, чтобы прочитать
Слово шлем феаите, hiaumet, yaume) — от немецкого helm — означает военный головной убор, несколько похожий на «морион» воинов каролингской эпохи. На смену этому шлему пришла коническая каска с неподвижным наносником, часто снабженная затылочным щитком. Эту форму называют норманнской, поскольку она, возможно, пришла из Нормандии или Скандинавии. За ней последовала модель, напоминающая выпуклый колокол, пришедшая из Северной Германии, KaJottenbelm. Шлем в точном смысле слова, какой мы вкладываем в него сегодня, то есть предмет в виде короба, закрывающего голову целиком — и называвшийся более точно по-немецки lopjhel (от topf, горшок), затем Kugelhelm (отKugel, шар), в форме вытянутого колокола, появляется в начале XIV в.
Шлем, или по крайней мере его первоначальный эскиз, впервые появляется в Hortus deliciarum — «Саде наслаждений» — аббатисы Герды де Ландсберг (Одна из древнейших известных энциклопедий, составленных около 1190 г. в аббатстве Монт-Сен-Одиль страсбургской епархии), где встречается изображение забрала с отверстиями, приклепанного к конической немецкой каске в форме выпуклого колокола. Это забрало приобрело большие размеры к концу XII в., чтобы несколькими десятилетиями позже появиться на классическом шлеме.
Простой куполообразный шлем оказался легко уязвим для тяжелых ударов боевой булавы. Он приобрел коническую форму все более и более заостренную, чтобы противостоять ударам, наносимым сверху вниз. Интересно отметить, что шлем, кажется, мало носили в Испании, где его сменила небольшая каска в форме чаши. Эти два типа каски раскрашивались в цвет гербов их владельцев. Конический шлем одевался первоначально поверх своеобразного подбитого ватой капюшона, затем поверх кожаного или металлического подшлемника, часто поверх небольшой каски. Каска в свою очередь одевалась поверх хауберта — капюшона, покрывающего голову и плечи вплоть до груди. Хауберт на протяжении XIV в. был вытеснен «ожерельем», крепившимся к кольцам бацинета шелковыми шнурками и лишенным капюшона.
Классификация германских, французких и английских (спангенхелмов и топфхелмов) шлемов. Это конечно не все шлемы, но те которые представлены оносятся к трем странам. И как видно, между ними есть существенные отличие.
Вольфганг Акунов
К ИСТОРИИ ОРДЕНСКОГО ОБЛАЧЕНИЯ ЧЛЕНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ.
Нажмите, чтобы прочитать
Как известно, начало военно-монашескому Тевтонскому (Немецкому) ордену Пресвятой Девы Иерусалимской было положено странноприимным (гостеприимным или госпитальерским) братством, основанным, по одним сведениям, после Первого Крестового похода в Иерусалиме под эгидой братства иоаннитов (будущего Ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского), по другим – в ходе Третьего Крестового похода при осаде Аккона (Акконы, Акко, Акры, Аккарона, Екрона, Сен-Жан д’Акра, Птолемаиды, Птолемеиса) без участия иоаннитов. Как бы то ни было, первоначальное одеяние (хабит, от латинского слова "хабитус", то есть "облачение") тевтонских (то есть, немецких) странноприимцев было черным, как и у их "старших братьев"-иерусалимских иоаннитов-госпитальеров, в свою очередь, заимствовавших черное облачение, как и устав, у монашеского Ордена августинцев, или у бенедиктинцев – древнейшего монашеского ордена Западной Европы, основанного еще в VI веке Бенедиктом Нурсийским, со временем причисленным римско-католической церковью к лику святых.
Тот факт, что первые странноприимцы-тевтоны, в подражание странноприимцам-иоаннитам, избрали для себя черное облачение, объясняется сходством задач обоих госпитальерских братств, заключавшемся в предоставлении паломникам бесплатного крова и пищи, в лечении больных и раненых.
С момента возвращения большинства крестоносцев, завершивших свое вооруженное паломничество, из Святой Земли на родину, созданные оставшимися в Сирии и Палестине крестоносцами государства столкнулись с нехваткой воинов для обороны своих границ от сарацин. Выход был найден в форме преобразования странноприимно-монашеских братств в военно-монашеские (духовно-рыцарские) ордены и создании новых орденов в исключительно военных целях, безо всякой уставной странноприимной деятельности.
Наиболее ярко выраженным типом (или. скорее, даже "архетипом") такого чисто военного духовно-рыцарского ордена было братство храмовников-тамплиеров ("Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова"), получивших, в качестве орденского облачения, длинные белые плащи-мантии (белый цвет олицетворял целомудрие, чистоту помыслов и, вообще. Христианскую веру). Белый плащ-мантия "братьев-рыцарей" Тевтонского ордена именовался "господским плащом" (нем.: "герренмантель").
Вследствие нарастания сарацинской угрозы пришлось переключиться, в первую очередь, на военную деятельность и тевтонам. Отражением этой переориентации явились включение в первоначально чисто бенедиктинский и странноприимнический устав тевтонского братства элементов Устава тамплиеров и присвоение тевтонам римским папой длинного белого "тамплиерского" плаща-мантии (что вызвало большое недовольство у храмовников, опасавшихся, что их будут путать в бою с тевтонами из-за аналогичного облачения, что, вероятно, было связано с опасениями, что тевтоны смогут таким образом похитить у храмовников не только часть славы, но и часть добычи).
Необходимо заметить, что белый цвет орденского облачения храмовников был заимствован последними у монахов Ордена цистерцианцев, под чьим покровительством был создан Орден Храма. Вероятно, плащи у храмовников и тевтонов первоначально были просто белыми, безо всяких эмблем (на это наводят мысль некоторые средневековые миниатюры, изображающие орденское знамя тевтонов в виде простого белого полотнища без каких бы то ни было изображений).
Недоразумение было улажено путем предоставления папой римским обоим духовно-рыцарским орденам права носить на своих белых плащах две разные отличительных эмблемы. Тамплиеры получили в качестве орденской эмблемы красный крест, нашивавшийся напротив сердца и смотревшийся на белом плаще, как символ мученичества.
Первоначально это был простой прямой латинский (с более длинным нижним лучом) красный крест. Но после взятия мусульманской крепости Аскалон в Святой Земле, оборонявшейся египетским гарнизоном, храмовникам, отличившимся при штурме особой доблестью и понесшим громадные потери, были дарованы расширения на концах их кроваво-красного "мученического" орденского креста – так называемые "иерихонские трубы" (в знак того, что перед доблестью воинов Христа и Храма не смогли устоять стены твердыни врагов Божиих, как не смогли устоять стены ветхозаветного Иерихона перед натиском ратей Иисуса Навина). Крест, дарованный папой римским тевтонам на их белый "тамплиерский" плащ, был, в отличие от креста храмовников, не красного, а черного цвета.
Хотя следует заметить, что до нас дошли также изображения рыцарей Храма с крестами не красного, а черного цвета на доспехах, щитах, знаменах и облачениях. И сэр Вальтер Скотт, описывая появление рыцаря Храма Бриана де Буагильбера на пиру у благородного Седрика Cакса, подчеркивает, что белую мантию храмовника украшал крест его ордена, вырезанный из черного (sic!) бархата. Впрочем, знаменитый романист был не всегда точен в деталях (на предыдущих страницах романа "Айвенго" он облачает коварного храмовника в одеяние рыцаря-госпитальера - красный плащ с белым крестом, что, конечно, не может не броситься в глаза внимательному читателю)! Но это так, к слову...
Большую часть истории Тевтонского ордена рыцарей Пресвятой Девы Марии черный крест на облачении его членов имел форму прямого латинского креста, и лишь начиная с XIV века начал постепенно расширяться на концах, приняв со временем ту же "лапчатую" (или "уширенную" форму), что и тамплиерский. Ни с какой папской привилегией появление "иерихонских труб" на концах черного тевтонского креста связано не было,
Вероятно, тевтоны сочли себя не менее доблестными и, соответственно, не менее достойными креста с "иерихонскими трубами", чем тамплиеры, и приняли эту эмблему самостоятельно, "явочным порядком". О форме креста на облачении ничего не говорилось ни в тамплиерском, ни в тевтонском орденском уставе. Прямой черный крест рыцари-тевтоны носили также на своих белых щитах, шлемах, флажках на копьях и знаменах. Главное знамя ордена Храма – "Босеан" ("пегая кобыла") было белого цвета, с узкой продольной черной полосой в верхней части полотнища. Наряду с черно-белым "Босеаном", у храмовников имелись и другие знамена – белые, с красным орденским крестом, украшавшим также белые попоны боевых коней, флажки на копьях и щиты храмовников (белые – у братьев-рыцарей, черные – у сервиентов).
Первоначально "братья-рыцари" Ордена тамплиеров носили под длинным белым плащом с красным суконным крестом напротив сердца серые одеяния с красным крестом. Поначалу эти одеяния были длинными, потом укоротились до колен. По некоторым сведениям, первоначально, до введения белого плаща, такие серые одежды с маленьким красным крестом носили все члены Ордена Храма. Со времени введения белого плаща (как в ордене Храма, так и в Тевтонском ордене право на ношение белого плаща имели лишь братья-рыцари), серый цвет одеяния, носившегося под плащом, был заменен у рыцарей-тамплиеров на белый, а у сержантов-сервиентов Ордена Храма – на черный или коричневый.
В то же время цвет длинного одеяния, носившегося рыцарями-тевтонами и другими членами Тевтонского ордена (например, братьями-священниками) под белым плащом, первоначально оставался черным, как у странноприимцев, стоявших у основания Ордена Пресвятой Девы Марии (странноприимцы-госпитальеры, как уже было сказано выше, в свою очередь, позаимствовали черные облачения у монахов - августинцев и бенедиктинцев). По мере увеличения численности так называемых услужающих братьев ("сержантов", "сервиентов", "кнехтов", "братьев-сариантов") Тевтонского ордена, для них было введено облачение (плащи и сюрко) серого цвета, благодаря которому "сариантов" прозвали "серыми плащами" (Graumaentler).
C появлением в Тевтонском ордене во второй половине XIII в. категории "полубратьев" (лат.: семифратрес) обычай ношения кафтанов и плащей серого цвета распространился и на них.
Со временем одеяния, носившиеся членами ордена под плащами, стали укорачиваться, дойдя со временем до колен. В боях и походах тевтоны носили короткие, выше колен, полукафтанья (белые у "братьев-рыцарей", серые - у "братьев-сариантов").
После введения в употребление кованых стальных лат орденский крест стали чеканить непосредственно на латах.
Существует широко распространенное и глубоко укоренившшееся заблуждение (разделявшееся и втором данного очерка в некоторых из своих прежних трудов - в частности, в очерке "Тевтоны в Ливонии и Опричный орден Иоанна"), будто, в отличие от братьев-рыцарей, тевтоны-"сарианты" носили на своих серых облачениях (а также на щитах) "половинный","половинчаитый" или "антониев" крест в форме заглавной буквы "Т" (именуемый также "Тау-крестом") черного цвета (казалось бы, подтверждавшееся тем несомненным фактом, что, когда в XVI веке вошло в моду ношения металлических орденских крестов на шейной ленте, многие "сарианты" Тевтонского ордена стали носить на шейной ленте черные эмалированные, с белой каймой, "Тау-кресты").
Между тем, в действительности "братья-сарианты" Тевтонского ордена (в отличие от сержантов-сервиентов Орденов тамплиеров и госпитальеров-иоаннитов)в "классическую" эпоху его существования (XII-XV вв.)носили на своих серых кафтанах, полукафтаньях и плащах-мантиях не "половинные", а точно такие же черные кресты, как у "братьев-рыцарей" и у "братьев-священников". Да это и не удивительно, учитывая то обстоятельство, что "братья-сарианты" приносили те же орденские обеты целомудрия, послушания и нестяжания, что и "братья-рыцари" и "братья-священники" и, соответственно, являлись такими же полноправными членами Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии.
Каждый брат-рыцарь и брат-сариант Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии имел следующий комплект одежды:
1) 2 пары полотняных нижних коротких, до колен, "штанов" (состоявших из 2 отдельных штанин и гульфика);
2)2 полотняные белые нижние рубахи с длинными рукавами;
3)черные длинные "штаны" (фактически - "байнлинги", или "леггинги", то есть 2 отдельные штанины);
4)"конвентуальный" ("монастырский") кафтан ("конвентсрок") черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов")цвета, напоминающий покроем монашескую рясу;
5)куртку ("якке")черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, укороченную (по сравнению с "конвентуальным кафтаном";
6)дорожный плащ ("рейнмантель", то есть "дождевик", или "каппа")с капюшоном, белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, с черным орденским крестом на груди и на спине;
7)военный кафтан ("ваффенрок") белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета с черным крестом на груди и на спине, надевавшийся в боях и походах поверх доспехов (к началу 1-й трети XIV в. этот военный кафтан стал вытесняться более коротким полукафтаньем);
8)зимний военный кафтан аналогичной расцветки, но, в отличие от летнего подбитый овечьим (или козьим) мехом);
9)орденский плащ-мантию белого (у "братьев-рыцарей" и "братьев священников")или серого (у "братьев-сариантов") цаета с черным крестом на левом плече (напротив сердца).
Орденские кресты, нашивавшиеся на летние и зимние военные кафтаны (а впоследствии - полукафтанья) членов Тевтонского ордена на груди и спине постепенно увеличивались в размерах.
Кресты на кафтанах и полукафтаньях "гебитигеров" и комтуров Тевтонского ордена с самого начала имели большие размеры, чем кресты других "братьев" Ордена.
"Полубратья" же (лат.: "семифратрес") Тевтонского ордена носили серые кафтаны, а поверх них - серые плащи (с рукавами - в отличие от плащей "братьев-рыцарей", "братьев-священников" и "братьев-сариантов") с черным "Тау-крестом" напротив сердца. Но "полубратья", в отличие от "братьев-сариантов", не являлись полноправными членами Тевтонского ордена и не были обязаны ордену военной службой. Правда, "полубратья" также вносили при вступлении в орден в качестве обязательного вклада свое движимое и недвижимое имущество и давали обет безбрачия, бедности и послушания, однако занимались главным образом сельским хозяйством и уходом за скотом в орденских имениях. Лишь в исключительных случаях (например, при неприятельских нападениях на владения ордена или при объявлении всеобщей мобилизации, как в Большую войну с Польшей и Литвой в 1409-1411 гг.), им приходилось браться за оружие.
По орденским "Законам", изданным еще в Святой Земле в 1289 г. Гохмейстером Бурхардом фон Шванденом, "полубратьям" надлежало носить серый кафтан, а поверх кафтана - короткий и широкий серый плащ с "половинным" крестом (упоминавшимся выше "Тау-крестом"), черные штаны и обувь на ремнях. Башмакам "полубратьев" надлежало быть на 3 или 4 пальца выше, чем башмакам "братьев" Тевтонского ордена. Кроме того, "полубратьям" полагалось выстригать волосы вокруг ушей и брить бороды (как "братьям-сариантам" и "братьям-священникам").
Это не было чем-то из ряда вон выходящим – так, например, у госпитальеров-иоаннитов донат(ор)ы-жертвователи (спонсоры) носили, в качестве знака отличия, крест без верхнего луча.
Со временем появившиеся у Тевтонского ордена светские ленники-вассалы рыцарского звания (миряне-рыцари, получившие от Ордена земли в лен и обязанные ему за это воинской службой), а также наемные воины, служившие Ордену за плату, носили на своих доспехах, одежде, попонах коней или щитах знак своей службе Ордену – обычно небольшое изображение черного орденского креста тевтонов на белом геральдическом щитке.
Заметим, что члены большинства военно-монашеских орденов, возникших по образцу тамплиерского, (известная под названием "Ордена меченосцев" ливонская "бедная братия Христова", "добринские братья", Орден Святого Гроба Господня, иберийские духовно-рыцарские ордены Калатравы-Сальватьерры; Алькантары; Христа; Святого Иакова и Меча, или Сентьяго; Эворы, Святого Бенедикта Ависского и др.), носили аналогичное тамплиерскому и цистерцианскому белое облачение – плащи и сюрко – с крестами различной формы (но обычно "тамплиерского" красного цвета, символизировавшего постоянную готовность принять мученическую смерть во имя Господа Христа).
В то же время некоторые военно-монашеские ордены, в уставе которых странноприимные задачи изначально играли основную роль (например, иерусалимский орден Святого Лазаря) как бы ориентируясь на иерусалимских странноприимцев-иоаннитов, носили плащи и одеяния под плащами черного бенедиктино-иоаннитского цвета.
Сохранилось не так много сведений о цвете одежды сервиентов-сержантов всех этих орденов. Вероятнее всего, он был, как и у сервиентов Ордена Храма, на который они во всем ориентировались, "церковных цветов", то есть черного, коричневого или серого цвета.
В качестве головных уборов члены Тевтонского ордена носили круглые суконные шапочки (белые - у "братьев-рыцарей", серые - у "братьев-сариантов" и "полубратьев") с плоским верхом (орденский Устав в силу каких-то причин запрещал им ношение шапок с остроконечным верхом и черного цвета).
На военных полукафтаньях (сюрко, якках) членов Тевтонского ордена черные кресты были нашиты не только на груди, но и на спине.
Крест на одеянии Верховного магистра, в отличие от суконных крестов всех прочих членов ордена, был изготовлен из черного шелка.
Подобно членам других военно-монашеских орденов, члены Тевтонского ордена носили подвешенными к поясу четки (по-латыни: "розарии", по-немецки: "розенкранцы").
По Уставу "братьям-рыцарям" Тевтонского ордена (как, кстати, и "братьям-рыцарям" Ордена тамплиеров) полагалось коротко, "под горшок" ("так, чтобы оставались открытыми уши", но допускались и более длинные волосы, "оставляющие открытыми лишь мочки ушей"), стричь волосы и носить бороды (таким образом, Сергей Эйзенштейн изобразил тевтонов в своем фильме "Александр Невский" длинноволосыми и бритыми безо всяких на то оснований).
Это правило, однако, не распространялось на орденских "братьев-сариантов", "братьев-священников" и "полубратьев", в обязательном порядке бривших усы и бороду ("братья-священники" к тому же выбривали на макушке тонзуру; впрочем, иногда тонзуру носили и особо благочестивые братья-рыцари и братья-сарианты).
Бороды простых "братьев-рыцарей" Тевтонского ордена не должны были отличаться слишком большой длиной. В то же время бороды "повелителей" ("гебитигеров") ордена были длинными (и часто раздвоенными на конце). Сохранилось описание этих длинных бород, срезанных победителями - поляками и литвинами - после поражения орденского войска при Танненберге (15 июля 1410 г.) с трупов павших в битве "гебитигеров", вместе с кожей подбородка, в каычестве трофеев (пощажен от поругания был только труп Верховного магистра тевтонов брата Ульриха фон Юнгингена).
К началу XIII века "братья-рыцари" Тевтонского ордена стали в боях и походах носить под белым плащом белое же одеяние с черным крестом. Черный крест на белом одеянии и белом плаще главы Ордена Пресвятой Девы Марии – Верховного магистра (Гохмейстера), первоначально ничем не отличавшийся от обычного орденского креста, к описываемому времени уже было принято окаймлять серебром (в знак уважения к его высокому сану).
В мирное время тевтонские "братья-рыцари" носили под белым плащом прежнее черное облачение (длинный, похожий на монашескую рясу, черный кафтан), именуемое теперь (в отличие от военного - белого у рыцарей и серого у "сариантов"), "монастырским" или "конвентуальным". Черное "конвентуальное" облачение Гохмейстера было украшено его "должностным" гербовым крестом, о котором речь пойдет чуть ниже.
Впоследствии Император Фридрих II Гогенштауфен, король Германии, Сицилии и Иерусалима и владыка Священной Римской Империи, даровал Верховным магистрам тевтонов сан князя Священной Римской Империи и в знак этого – генральдическую эмблему черного одноглавого римско-германского имперского орла на золотом щите "варяжской" ("норманнской") формы, помещенного в центр прямого черного латинского креста на белом поле в гербе Верховного магистра.
Первоначально (по крайней мере, в период пребывания Тевтонского ордена в Святой земле) черный орел на гербе Верховного магистра не был увенчан короной (как в более поздние времена - например, на Большой и Малой хоругвях Гохмейстера тевтонов, захваченных поляками в битве под Танненбергом (по-польски: Грюнвальдом, по-литовски: Жальгирисом) 15 июля 1410 г.).
Членам Тевтонского ордена, приносившим при вступлении в орден обет нестяжания (бедности) было строго запрещено украшать свои одежды, вооружение, обувь, пояса и конскую сбрую драгоценными металлами и каменьями. Единственным исключением в этом плане была священная церковная утварь (при изготовлении которой дозволялось использовать драгоценные металлы, эмали и каменья), а также герб Верховного магистра, изображавшийся на его "конвентуальном" и военном кафтане, плаще и знамени (а с введением кованых доспехов - также на его стальном нагруднике)с использованием золота и серебра.
Впоследствии, особенно в эпоху существования Тевтонского ордена под эгидой австрийских императоров из династии Габсбургов, эти строгие правила были забыты, золото и серебро вошли во всеобщее употребление, а Верховный магистр тевтонов, ничтоже сумняшеся, принял от австрийского императора в дар золотой шейный гохмейстерский крест, усыпанный бриллиантами.
Как говорили древние римляне, "времена меняются и мы меняемся вместе с ними"...
В качестве короля Иерусалимского Фридрих II позволил Верховному магистру тевтонов Герману фон Зальца, своему другу и верному стороннику, ввести в "должностной" гохмейстерский герб не только черного имперского орла на золотом "сердцевом щитке", но и золотой "костыльный" ("усиленный") крест Иерусалимского королевства, наложенный на черный прямой тевтонский крест на гербе Гохмейстера, а французский король-крестоносец Людовик Святой – золотые королевские лилии, увенчавшие поперечные перекладины на концах золотого иерусалимского "костыльного" креста (на протяжении последующих веков эта достаточно сложная конструкция на гербе тевтонских Гохмейстеров неоднократно упрощалась, принимая форму золотого лилиевидного, а иногда - клеверного - креста, наложенного на прямой черный крест тевтонов).
Лилия являлась символом Пресвятой Девы Марии - Небесной Покровительницы Тевтонского ордена, что придавало наличию золотых лилий на концах "гохмейстерского" креста дополнительный смысл.
Изображение этого гербового креста, изготовленное из золота с эмалью, Верховные магистры Тевтонского ордена, начиная с эпохи Ренессанса, начали носить на шее и напротив сердца. Упрощенное изображение герба Верховного магистра (щиток с черным одноглавым коронованным орлом в перекрестье золотого "костыльного" креста) украшало белую хоругвь-штандарт (по-немецки: "панир" или "баннер") Верховного магистра – в то время, как главное боевое знамя Тевтонского ордена было украшено изображением Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках и белым орденским гербовым щитком с прямым черным крестом справа от Пресвятой Богородицы. На другой стороне главного орденского знамени был изображен черноголовый Святой Маврикий в золотом венце и в рыцарских доспехах, копьем с орденским флажком, опирающийся на белый орденский щит с черным крестом.
На некоторых картинах (например, на картине, иллюстрирующей осаду язычниками-пруссами первый замок Тевтонского ордена – Фогельзанг) сохранилось изображение орденского знамени с "гохмейстерским" крестом, имевшим в сердцевине, вместо коронованного орла в щитке, образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках в сиянии золотых лучей. Но данная картина датируется 1600 годом и навряд ли является надежным историческим источником (изображенные на ней тевтонские орденские кресты на знаменах имеют анахроничную для описываемого раннего периода истории ордена в Пруссии "лапчатую" форму, и т.д.).
До нас дошли изображения тевтонских "гохмейстерских крестов" периода, предшествовавшего коронации императора Фридриха II Гогенштауфена королем Иерусалимским. Это широкие черные прямые кресты (чаще всего "латинские", то есть с удлиненным нижним лучом, но иногда и "греческие", то есть равносторонние)с наложенным на них более узким золотым крестом.
Члены "правительства" Тевтонского ордена - Великий маршал, Великий казначей, Великий комтур, Госпитальер и другие "повелители" ("гебитигеры"), равно как и члены орденского Высшего совета (Капитула) носили на своих белых одеяниях черные кресты большего размера, чем рядовые братья-рыцари, и потому именовались "большими крестами" ("гросскрейце"). Члены орденского совета-конвента в Ливонии (Лифляндии) носили белые мантии с коричневым капюшоном.
На решетке ризницы католического собора Святой Елизаветы в немецком городе Марбурге сохранилось вырезанное из металла раскрашенное изображение марбургского комтура Тевтонского ордена брата Куно фон Дудельдорфа, датируемое примерно 1326 г.
Тевтонский комтур изображен в сфероконическом шлеме с кольчужным подшлемником, кольчуге с длинными рукавами, кольчужной перчатке на левой руке, кольчужных чулках и башмаках с подвязанными остроконечными шпорами. В правой руке (без перчатки) опоясанный мечом комтур держит короткое копье, в левой - щит "норманнской" ("варяжской" формы) с черным "костыльным"("уширенным", или "иерусалимским") крестом на белом поле. Поверх кольчуги на нем надет белый орденский кафтан, украшенный на груди большим золотым "латинским" крестом с черной каймой. Плечи комтура защищены наплечными щитками с черным "костыльным" крестом на белом поле.
Ливонский провинциальный магистр (лифляндский ландмейстер) носил на шее знак своего сана – так называемую "цепь из мечей" (нем.: "Шверткетте"), то есть цепь, состоявшую из перемежающихся геральдических "испанских" белых щитков с черными крестами (герб Тевтонского ордена) и расположенных параллельно пар мечей, к которой был подвешен большой золотой медальон, изображавшей Небесную заступницу и Покровительницу рыцарей-тевтонов - Пресвятую Богородицу в царской короне, со скипетром, с Богомладенцем Иисусом на руках, на троне, подножием которому служил герб посвященного ей Тевтонского ордена – белого, с прямым черным крестом, геральдического щита "испанской" формы.
Мечи шейной цепи ливонского ландмейстера служили напоминанием об уже упоминавшемся нами выше Ордене меченосцев - предшественников Тевтонского ордена в деле христианизации Ливонии, рыцари которого - "энсиферы" или "гладиферы" (Schwertbrueder) носили на своих белых плащах, щитах, кафтанах и флажках на копьях красное изображение меча под красным же лапчатым (или уширенным) крестом.
Орден Меченосцев – Добжиньский орден (сравнение символики)
Нажмите, чтобы прочитать
Ранняя символика Ордена меченосцев изучена плохо. Известно, что на белых плащах орденских братьев был маленький красный крест с расширяющимися концами, под ним вертикальный красный меч. Иногда в наше время изображаются золотые шестиконечные звезды вместо креста или два скрещенных меча. Но современными учеными доказано, что желтая звезда с мечом была символом польского рыцарского ордена Братьев Добжиньских, созданного Конрадом Мазовецким и воевавшим в Прибалтике в основном с литовцами и с жемайтами еще до появления там Тевтонцев. В войне с пруссами они не преуспели, в 1235 году произошло их официальное слияние с Тевтонским орденом. Утверждение о символике Добжиньского ордена подтверждает польская иконография, представляя их герб подобным образом (Pizunski, 1999, 44; Potkowski, 1995, 517).
”Хроники Земли Прусской” Петра из Дусбурга (1326 г.), а также реляция Германа фон Зальца (или, по предположениям некоторых исследователей, Генриха фон Гогенлоэ за 1246 г.) говорят, что Добжиньские братья, как и ливонские рыцари носили белые плащи. Добжиньцы, правда, носили на плаще красную звезду без меча. Эдвард Потковский считает, что плащи Меченосцев были черного цвета, и что это отличало их от тевтонцев после объединения двух орденов (Potkowski, 1994, 18-19).
А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, - якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику.
Известно также, что помимо белых одежд братьев кнехты носили черное, включая стеганные доспехи. Наличие у них усеченных крестов, как это изображает Дзысь, нигде не подтверждается. Более вероятно просто изображение креста без меча. На щитах изображали красный крест, размером во весь щит (как бы перечеркивая всю его плоскость). Знамена могли нести изображения просто красных крестов, но не исключены знамена с полной орденской символикой.
Символика должностных лиц Тевтонского ордена
Нажмите, чтобы прочитать
Великий гроссмейстер - по центру черного орденского креста, окаймленного желтой каймой, наложен желтый крест. В центре креста - желтый щиток с черным орлом, как знак вассалитета императору.
Великий маршал - его символы не ясны до сих пор. По одной из версий - возможно, то же, что и у гроссмейстера, но без центрального желтого креста. По другой версии кайма достигала только середины каждой перекладины креста.
Ландмейстер - черный крест, поверх по центру которого наложен белый. Похож на эмблему нацистской бронетехники. Гарантии существования подобного символа не существует, хотя вероятность его существования больше, чем эмблемы Великого Маршала.
Великий Комтур, Комтуры - специальных знаков отличия не имели, кроме особого жезла, который символизировал силу правосудия. Комтур был предводителем округи, ополчения, местного самоуправления, а так же осуществлял судебную власть.
Братья рыцари - белые плащи, белая одежда, черные кресты на груди и на плаще. Форма креста с 11 по 15 век периодически менялась.
Полубратья - либо светская, обычно темно-серая или черная одежда, или, по другой версии, белая одежда. Еще одна из версий - в зависимости от ранга или статуса (возможно рыцари-полубратья могли носить белую одежду, а все остальные - серую или черную) плюс серый плащ с черным Т-образным крестом на плече.
Сержанты - белые котты и серые плащи с Т-образным крестом.
Кнехты - черная одежда, включая плащ, и котту, а так же черные стеганки. На одежде нашиты белые щитки с черными Т-образными крестами.
У стрелков возможно наличие зеленой одежды по общеевропейскому образцу.
Никакой красной отделки у ливонцев после слияния с тевтонским орденом не было, как это показано у Дзыся. Не выдерживают критики кресты, изображаемые им на щитах ливонцев, а так же слишком частое изображение у рыцарей котт с бригантинными вставками внутри и виднеющимися заклепками. Таковая найдена всего одна в центральной Германии на надгробии. Массового использования таковых не было, тем более в Прибалтике. Кроме того, она датирована концом 13 века, то есть, это продвинутый доспех. Его использование в Чудской битве и пр. невозможно. Доподлинно известно об использование кожаных кирас поверх кольчуг под котами.
По уставу полагалась полотняная одежда, но из-за в связи с холодным суровым климатом в Прибалтике больше использовалось сукно. Кресты суконные.
Великий гроссмейстер - по центру черного орденского креста, окаймленного желтой каймой, наложен желтый крест. В центре креста - желтый щиток с черным орлом, как знак вассалитета императору.
Великий маршал - его символы не ясны до сих пор. По одной из версий - возможно, то же, что и у гроссмейстера, но без центрального желтого креста. По другой версии кайма достигала только середины каждой перекладины креста.
Ландмейстер - черный крест, поверх по центру которого наложен белый. Похож на эмблему нацистской бронетехники. Гарантии существования подобного символа не существует, хотя вероятность его существования больше, чем эмблемы Великого Маршала.
Великий Комтур, Комтуры - специальных знаков отличия не имели, кроме особого жезла, который символизировал силу правосудия. Комтур был предводителем округи, ополчения, местного самоуправления, а так же осуществлял судебную власть.
Братья рыцари - белые плащи, белая одежда, черные кресты на груди и на плаще. Форма креста с 11 по 15 век периодически менялась.
Полубратья - либо светская, обычно темно-серая или черная одежда, или, по другой версии, белая одежда. Еще одна из версий - в зависимости от ранга или статуса (возможно рыцари-полубратья могли носить белую одежду, а все остальные - серую или черную) плюс серый плащ с черным Т-образным крестом на плече.
Сержанты - белые котты и серые плащи с Т-образным крестом.
Кнехты - черная одежда, включая плащ, и котту, а так же черные стеганки. На одежде нашиты белые щитки с черными Т-образными крестами.
У стрелков возможно наличие зеленой одежды по общеевропейскому образцу.
Никакой красной отделки у ливонцев после слияния с тевтонским орденом не было, как это показано у Дзыся. Не выдерживают критики кресты, изображаемые им на щитах ливонцев, а так же слишком частое изображение у рыцарей котт с бригантинными вставками внутри и виднеющимися заклепками. Таковая найдена всего одна в центральной Германии на надгробии. Массового использования таковых не было, тем более в Прибалтике. Кроме того, она датирована концом 13 века, то есть, это продвинутый доспех. Его использование в Чудской битве и пр. невозможно. Доподлинно известно об использование кожаных кирас поверх кольчуг под котами.
По уставу полагалась полотняная одежда, но из-за в связи с холодным суровым климатом в Прибалтике больше использовалось сукно. Кресты суконные.
Гербы и флаги
У каждого комтурства имелся свой герб и флаг. Сохранилось 5 ливонских знамен, взятых в грюнвальдской битве, в том числе знамя Магистра (ландмейстера) ордена. При взгляде на эти ливонские знамена сразу видно отсутствие у ливонцев самостоятельной символики, отличающейся от остальной тевтонской на тот период (начиная с Девы Марии и кончая щитками с черными крестами на знаменах.)
Сохранилось также печать Германа фон Балка, датируемая концом 30 годов 13 века.
Облачение магистра Ливонского ордена на 1237-38 год - Германа фон Балка, бывшего Тевтонским ландмейстером Ливонии (до того - Ландмейстер Пруссии), выглядело следующим образом: белые одежды, типа рясы, черные чулки (возможны белые), белый плащ с черным прямым крестом на левом плече. В бою поверх доспеха надевалась белая длинная котта с черным прямым крестом на груди с белой сердцевиной.
Сообщение отредактировал Барбаросса: 06 Октябрь 2009 - 01:16
Нету такого закона, который был бы хорош для всех.
Катон Старший.
Человек ты — значит, смертен. Помни это. Будь здоров.