На главной хоругви Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии были изображены Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом на руках, а справа от Богородицы - герб Ордена - прямой черный крест на белом (серебряном) поле. Вероятно, данное изображение украшало аверс главной орденской хоругви тевтонов, в то время как на ее реверсе был изображен святой мученик Маврикий (так, во всяком случае, обстояло дело с главной хоругвью ливонского филиала Тевтонского Ордена - прямого наследника прибалтийского Ордена воинства Христова, или меченосцев, известного также как Орден Меча). Наличие у рыцарей-тевтонов (именовавшихся также "марианцами") этой Главной хоругви с образом Пресвятой Богородицы, Небесной Покровительницы и Заступницы Ордена (изображенной в заглавии данной миниатюры), не подлежит никакому сомнению, будучи засвидетельствовано многочисленными хрониками и другими документами, однако о ее наличии в рядах тевтонского войска Верховного магистра (Гохмейстера) брата Ульриха фон Юнгингена в день битвы с польско-литовским войском под Танненбергом 15 июля 1410 года, не сообщает ни один хронист. Возможно, кому-то из тевтонских рыцарей удалось спасти это Главное знамя своего Ордена, вследствие чего оно не попало в руки победителей и, соответственно, в известный список хоругвей и знамен Тевтонского Ордена (лат.: "Бандериа Прутенорум", т.е. "Прусские знамена"), составленный польским хронистом Яном Длугошем.
ХОРУГВИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПОД ТАННЕНБЕРГОМ.
К вопросу о гербовых хоругвях (знаменах) рыцарей Тевтонского (Немецкого) Ордена, их вассалов, "гостей" и союзников, захваченные поляками и литовцами в битве под Танненбергом 15 июля 1410 года.
Нажмите, чтобы прочитать
На главной хоругви Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии были
изображены Пресвятая Богородица в королевской короне, с Богомладенцем Иисусом на
руках, а справа от Богородицы - герб Ордена - прямой черный крест на белом
(серебряном) поле. Вероятно, это изображение украшало аверс главной орденской
хоругви тевтонов, в то время как на ее реверсе был изображен святой мученик
Маврикий (так, во всяком случае, обстояло дело с главной хоругвью ливонского
филиала Тевтонского Ордена). Наличие у рыцарей-тевтонов (именовавшихся также
"марианцами") этой Главной хоругви с образом Пресвятой Богородицы, Небесной
Покровительницы и Заступницы Ордена, не подлежит никакому сомнению, будучи
засвидетельствовано многочисленными хрониками и другими документами, однако о ее
наличии в рядах тевтонского войска Верховного магистра (Гохмейстера) брата
Ульриха фон Юнгингена в день битвы с польско-литовским войском под Танненбергом
15 июля 1410 года, не сообщает ни один хронист. Возможно, кому-то из тевтонских
рыцарей удалось спасти это от торжествующих победителей. Главное знамя своего
Ордена, вследствие чего оно не попало в руки победителей и, соответственно, в
список хрониста Яна Длугоша, автора "Истории Польши", о котором пойдет речь
далее.
Считающийся главным источником сведений о битве под Танненбергом
(Грюнвальдом, Грунвальдом, Жальгирисом) польский летописец Ян Длугош, автор
"Истории Польши", или "Польской истории" (лат.: Historia Polonica), и
специального описания орденских хоругвей (знамен), захваченных поляками и
литовцами под Танненбергом - "Прусские знамена" (лат.: Banderia Pruthenorum)
сообщает, что тевтонское войско осеняли в битве следующие
знамена:
1.Великая (Большая) хоругвь (баннер) Верховного магистра
Тевтонского Ордена с тремя косицами (золотой, с черной каймой, "костыльный", или
"выступной", Иерусалимский крест с должностным гохмейстерским гербом,
изображавшим одноглавого черного орла на золотом поле – символ достоинства князя
Священной Римской Империи, неразрывно связанного с должностью Гохмейстера со
времен Императора Фридриха II Гогенштауфена, - на белом поле украшал не только
Большую и Малую хоругви, но также панцирь, щит и и белое полукафтанье Верховного
Магистра Ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской). Следует заметить, что на
некоторых миниатюрах и гравюрах изображение на Большой хоругви Гохмейстера
повернуто "на 90 градусов (такое знамя в Средневековье именовалось
"гонфаноном").
2.Малая Хоругвь Верховного магистра Тевтонского Ордена
(аналог. 1, но хоругвь без косиц).
Ян Длугош обобщенно пишет в своей
"Истории Польши", что как Большая хоругвь Верховного магистра тевтонов ("в
которой состояли все отборные рыцари"), так и Малая хоругвь Верховного магистра
"имели знаменем черный крест с черным же орлом в середине" (на рисунках в
"Прусских знаменах", также принадлежащих перу Длугоша, эти две хоругви
Верховного магистра имеют на белом, или серебряном, поле черный с золотом крест,
в центре которого - золотой щит с черным орлом).
3.Хоругвь Тевтонского
Ордена ("гербовое" - белое, с прямым черным крестом, знамя Ордена; первоначально
это знамя было просто белым, безо всяких эмблем, в отличие от упомянутого выше
Главного знамени Ордена с изображением Пресвятой Девы с Богомладенцем Иисусом на
руках и, возможно, святого Маврикия, чье присутствие на поле битвы под
Танненбергом не засвидетельствовано хронистами).
В своей "Истории
Польши" Ян Длугош дословно пишет, что "третья хоругвь, тоже всего Ордена, имела
знаменем широкий черный крест на белом поле". Предводителем этой хоругви был
брат Фридрих фон Валлерод (Валленрод, Вальроде, Валленроде), (ланд)маршал
Пруссии.
4.Хоругвь князя Конрада VII "Белого" Олесницкого (одноглавый
черный орел, обремененный серебряным полумесяцем, в золотом поле - традиционная
силезская гербовая хоругвь).
В своей "Истории" Длугош пишет дословно,
что хоругвь Конрада "Белого" (которого он путает с его братом - Конрадом
Контнером, князем Контским из Силезии) "имела знаменем черного орла на желтом
поле".
5.Хоругвь померанского (поморского) князя Казимира V Щецинского -
знамя-гонфанон(прямоугольное полотнище с одной косицей) с изображением
червленого грифона в серебряном поле – старинного герба поморских князей со
времен Святополка).
Длугош пишет в своей "Истории Польши", что эта
хоругвь "имела знаменем грифа на белом поле" (не указав цвет
грифа).
6.Хоругвь Святого Георгия, возглавлявшаяся Георгом (на редкость
символическое совпадение имен предводителя хоругви Святого Георгия и святого, в
честь которого она была поименована!) фон Керцдорфом (знамя-гонфанон; его
необычная расцветка – прямой серебряный крест на красном поле, вместо
традиционного для "знамени Святого Георгия" прямого красного креста на
серебряном поле, объясняется тем, что в польско-литовском войске также имелась
состоявшая из "гостей" хоругвь Святого Георгия, традиционной расцветки). В то же
время известно, что военное знамя (баннер) Императоров средневековой Священной
Римской Империи было также красным, с прямым серебряным крестом (поэтому их
вассалы – например, датские короли, швейцарцы и др. – также использовали в
качестве знамен и флагов прямой серебряный крест на красном поле).
Согласно описанию Длугоша, данному в "Истории Польши", "шестая хоругвь -
святого Георгия, имела знаменем красный крест на белом поле" (хотя на рисунках к
вышедших из-под пера того же Длугоша "Прусских знамен" наоборот: белый крест на
красном поле).
7.Хоругвь епископа и епископства Помезанского Иоанна
Реймана, возглавлявшаяся Марквардом фон Решембургом (золотой одноглавый орел в
нимбе – символ святого Евангелиста Иоанна – с серебряным свитком в лапах и с
двумя золотыми епископскими посохами по бокам, в червленом
поле).
Согласно "Истории" Длугоша, хоругвь епископа Иоанна (чье имя также
глубоко символично совпадало с именем святого Иоанна) "имела на знамени
изображение святого евангелиста Иоанна в виде желтого орла, между двумя желтыми
посохами).
8,45.Хоругви комтурства Рагнитского и городка Рагнит (три
красных колпака в столб, на серебряном поле). В своей "Истории Польши" Ян Длугош
описывает знамена обеих хоругвей как "три красных клобука на белом поле", причем
ошибочно приписывает это знамя вместо комтурства Рагнитского епископству
Самбийскому. Хоругвь комтурства Рагнитского, по Длугошу, возглавлял Фридрих фон
Цоллерн, комтур (командор) Рагниты (в действительности же Фридрих фон Цоллерн
был комтуром Рагниты несколько ранее, в 1402-1407 гг,, а в в 1410 году комтуром
Рагниты был Гельфрих фон Драге - В.А.); хоругвь городка Рагниты - Генрих граф
Каменецкий (фон Каменец) из Миснии (Мейссена).
9.Хоругвь епископства и
епископа Самбийского Генриха фон Зеефельда, во главе с Дитрихом фон
Зонненбургом, названным Длугошем ошибочно "Зовембургом" (скрещенные красные меч
острием вниз и епископский посох в серебряном поле). По словам Длугоша, девятая
хоругвь тевтонов "имела на белом знамени обнаженный красный меч, скрещенный с
красным же посохом". Длугош именуя эту хоругвь "кульмской, иначе ризенбургской",
впадает в двойную ошибку - ведь в действительности город Ризенбург находился на
территории Кульмского (Хелминского) епископства, а на территории епископства
Помезанского.
10.Хоругвь епископства и епископа Эрмландского
(Вармийского) Генриха фон Фогельзанга – знамя-гонфанон с изображением
серебряного агнца с обращенной назад головой в нимбе, с крестным знаменем,
изливающего из кровоточащей язвы на груди кровь в серебряную чашу, в красном
поле, на серебряной траве.
Длугош пишет в своей "Истории", что эта
хоругвь ("иначе гейльбергская, имела верхнюю половину знамени красную с белым
изображением Агнца Божия, держащего над собой одной ногой маленькое знамя; из
груди Агнца кровь струится в поставленную перед ним чашу; а другую половину -
просто белую").
31.Хоругвь комтурства Шлохауского и городка Шлохау
(Члухов) – аналог. 10.
Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать первая
(хоругвь - В.А.) командорства и города Члухова, имела на знамени в верхней
части, на красном поле, изображение белого Агнца Божьего, держащего над собой
одной ногой белое маленькое знамя; из груди его струится кровь в чашу; а в
нижней части - только белое поле; вел ее Арнольд фон Баден, командор
члуховский".
11.Хоругвь Великого комтура (командора) Тевтонского Ордена
брата Конрада фон Лихтенштейна (дважды пересеченная в червлень и серебро; ее
красно-бело-красная расцветка аналогична расцветке австрийского флага, что
объясняется двумя причинами: австрийским происхождением самого Великого комтура
и тем, что в составе данной хоругви сражались его земляки – "гости" Тевтонского
Ордена из австрийских земель).
Согласно "Истории" Длугоша, "одиннадцатая
хоругвь - великого командорства, имела знамя с широкой белой полосой на красном
поле; ее предводителем был Конрад Лихтенштейн, великий командор").
12.Хоругвь города Кульм (Хелмно) – знамя-гонфанон с черной главой и
опрокинутым черным латинским крестом в верхней части, дважды пересеченное
волнообразными перевязями в серебро и червлень.
Согласно "Истории"
Длугоша, "двенадцатая хоругвь - города Кульма, имела на одной половине знамени
белые волны, на другой половине - красные с добавлением черного креста и черные
же черты поверху; знаменосцем ее был Николай, по прозванию Никш, хорунжий
(знаменосец - В.А.) кульмский, которого потом магистр крестоносцев Генрих фон
Плауэн, преемник Ульриха фон Юнгингена, казнил как нарушившего верность;
предводителями же были рыцари Януш Ожеховский и Конрад
Репловский").
13.Хоругвь Великого казначея (скарбника) Тевтонского Ордена
(должностной герб орденского казначея – серебряный ключ вправо бородкой вверх в
красном поле).
Согласно "Истории" Длугоша, "тринадцатая хоругвь -
казначея Ордена, имела знаменем белый ключ на красном поле; предводителем ее был
Морейн (правильно: Томас фон Мергейм - В.А.), казначей
крестоносцев".
14.Хоругвь комтурства Грауденцского и городка Грауденц
(обращенная прямо черная бычья голова с золотыми бровями и ноздрями, серебряными
рогами и серебряным же кольцом в ноздрях, на белом поле).
Согласно
"Истории" Длугоша, "четырнадцатая хоругвь - командорства и города Грудзендза,
имела знаменем черную голову зубра на белом поле; ее предводителем был Вильгельм
Эльфе(н)штейн, командор Грудзендза").
15.Хоругвь комтурства Бальгского и
городка Бальга (червленый стоящий волк с высунутым языком на белом поле, с
правым черным боковиком). Ее предводителем был комтур (командор) Бальги Фридрих
фон Цоллерн.
Согласно "Истории" Длугоша, "пятнадцатая (орденская хоругвь
- В.А.) - командорства и города Бальги, имела знаменем красного волка на белом
поле".
16.Хоругвь комтурства Шензееского и городка Шензее (две красные
рыбы в кольцо на белом поле).
Согласно "Истории" Длугоша, "шестнадцатая
(орденская хоругвь - В.А.) - командорства и города Шонзее - имела знаменем две
красные рыбы, изогнутые так, что они соприкасались ртами и хвостами, на белом
поле; ее предводителем был Никлош (Николас, Николаус - В.А.) Вильц, командор
Шонзее".
17.Хоругвь города Кенигсберга (знамя-гонфанон с изображением
восстающего серебряного богемского, или чешского, льва в золотой короне на
красном поле – в память об основателе города – чешском короле Оттокаре II
Пшемысле; гербовое знамя Тевтонского Ордена – прямой черный крест на белом поле
– в главе хоругви).
Согласно "Истории" Длугоша, "семнадцатая хоругвь -
города Кенигсберга имела знаменем белого льва с желтой короной на голове, на
красном поле; над ним помещен был черный крест на белом поле; ее предводителем
был вице-маршал или вице-командор кенигсбергский".
18.Хоругвь комтурства
Альтгаузского (четвертованная в чернь и серебро – цвета Тевтонского Ордена;
иными словами – четырехчастное черно-белое полотнище).
Согласно
"Истории" Длугоша, ошибочно именующего восемнадцатую хоругвь "хоругвью
командорства Старогардского (Старгардского - В.А.", она "имела на знамени четыре
квадратных поля, частью черных, частью белых, расположенных крест-накрест; ее
предводителем был Вильгельм Ниппен (в действительности - Эбергард фон Иппинбург
- В.А.), командор Старгарда".
19.Хоругвь комтурства Тухельского и
городка Тухель (Тухоль) – четырежды рассеченная в серебро и червлень.
Согласно "Истории" Длугоша, "девятнадцатая хоругвь - командорства и
города Тухоли, имела на знамени два поля - красное и белое, разделенные каждое
посредине продольными черными чертами; ее предводителем был Генрих (фон
Швельборн - В.А.), командор тухольский", приказавший, отправившись в поход,
нести перед собой два обнаженных меча, обязавшись клятвой, что не вложит этих
мечей в ножны, пока не обагрит их оба кровью поляков.
20.Хоругвь
комтурства Нессауского и городка Нессау (Нешава) – дважды рассеченная в чернь и
серебро.
Согласно "Истории" Длугоша, "двадцатая хоругвь - замка и
командорства нешавского, имела знаменем в средине белое поле, а с обеих сторон -
серные; ее предводителем был Конрад (на самом деле - Готфрид) Гоцфельд, командор
нешавский".
21.Хоругвь рыцарей-крестоносцев ("гостей" Ордена) из
Вестфалии (две красные скрещенные оперенные стрелы остриями вверх на серебряном
поле). Таково толкование Длугоша и польских историков; немецкие историки
утверждают, что хоругвь со скрещенными стрелами была знаменем орденских
стрелков.
В своей "Истории Польши" Длугош пишет дословно: "Двадцать
первая хоругвь - рыцарей и наемников из Вестфалии, имела на поле (цвет которого
польский хронист не указывает - В.А.) две скрещенных красных
стрелы."
22.Хоругвь баллея (бальяжа) Роттенгаузенского и городка
Роттенгаузен (три серебряные геральдические розы с золотой сердцевиной, в
красную перевязь справа, на серебряном поле).
Согласно "Истории"
Длугоша, "двадцать вторая (хоругвь - В.А.) фогтства (а не баллея - В.А.) и
города Рогозьно, имела на белом поле три розы (без указания цвета роз - В.А.) на
красной косой полосе; ее предводителем был Фридрих Вед (в действительности - фон
Венде6н - В.А.), рогозьненский фогт".
23.Хоругвь комтурства Данцигского и
города Данцига (два серебряных лапчатых креста в столб на красном поле – герб
города Данцига).
Согласно "Истории Польши" Яна Длугоша, "двадцать третья
(хоругвь - В.А.) - командорства и города Гданьска, имела на знамени два креста:
именно, один красный на белом поле и другой белый - на красном; ее предводителем
был Иоганн Шоменфельд (правильно: Шенфельд - В.А.), командор гданьский".
Интересно, что в своих "Прусских знаменах" тот же Длугош приписывает это знамя
хоругви Эльбинга (Эльблонга). Таким образом, польский хронист ошибается в
атрибуции данного знамени в обоих своих трудах, посвященных описанию битвы при
Танненберге - и оба раза по-разному.
24.Хоругвь комтурства
Энгельсбергского и городка Энгельсберг (серебряный ангел с черными волосами и
лицом телесного цвета, в красном поле; типичный пример "говорящего герба" -
название комтурства и городка означает, в переводе с немецкого, "ангельская
гора", по имевшему там место видению ангела, явившегося орденским
братьям-основателям).
Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать четвертая
(хоругвь - В.А.) - командорства и города Энгельсблерга (который по-польски
зовется Копшивно), имела на красном поле изображение белого ангела с
распростертыми крылами и руками; ее вел Бурхард Вобек, командор
энгельсбергский".
25.Хоругви комтурства Страсбургского и городка
Страсбург (Бродницы) – красный бегущий олень в серебряном поле.
Согласно
"Истории" Длугоша, "двадцать пятая (хоругвь - В.А.) - командорства и города
Бродницы, имела знаменем красного рогатого оленя на белом поле; ее предводителем
был Балдуин Штолл (в действительности - Балдуин фон Шталь; в другом месте своей
истории Ян Длугош именует его также ошибочно, но иначе - "Балдуин Штольм" -
В.А.), командор бродницкий".
26.Хоругвь замка Братиан и городка Неймаркт
(три коричневых оленьих рога в трикветру в серебряном поле).
Согласно
"Истории" Длугоша, "двадцать шестая (хоругвь - В.А.) замка Братиана в городе
Нове Място, имела знаменем три коричневых оленьих рога, соединенные в круг, на
белом поле; ее предводителем был Иоганн фон Редере, фогт братианский".
27.Хоругвь города Брунсберг (пересеченная в серебро и чернь, с черным
лапчатым крестом в серебряном и с серебряным лапчатым крестом - в черном поле).
Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать седьмая (хоругвь - В.А.) - города
Брунсберга, имела знаменем два креста, один белый на черном поле, другой -
черный на белом".
28.Хоругвь немецких рыцарей-крестоносцев ("гостей"
Ордена) из Франконии – скрещенные красные стрела и арбалетный болт оперением
вниз, в серебряном поле. По мнению немецких историков Тевтонского ордена данная
хоругвь в действительности также была знаменем тевтонских стрелков (как и
хоругвь № 21).
Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать восьмая (хоругвь -
В.А.) - наемных рыцарей, имела знаменем две скрещенных стрелы: одну заостренную,
другую же без железного острия, а только с древком; та и другая - красные, на
белом поле".
29.Хоругвь швейцарских рыцарей-крестоносцев ("гостей"
Ордена) – серебряный стоящий волк с высунутым языком, в червленом поле.
Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать девятая (хоругвь - В.А.) - наемных
рыцарей, имела знаменем белого волка на красном поле; в ней состояли швейцарские
воины, пришедшие на помощь магистру прусскому и Ордену собственным
иждивением".
30.Хоругвь комтурства Лескенского и городка Лескен (дважды
пересеченная в червлень, серебро и чернь; данный факт, кстати, опровергает
широко распространенное по сей день заблуждение, будто "все средневековые флаги
были двухцветными и положение изменилось лишь после Нидерландской революции,
когда был впервые введен трехполосный трехцветный флаг"!).
Согласно
"Истории" Длугоша, "тридцатая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Ласина,
иначе Лешкена, имела знамя в три поля: верхнее - красное, нижнее - черное, а
среднее - белое; вел ее Генрих Кушечке (в действительности - Конрад фон Кунсек -
В.А.), фогт ласинский". В данном случае Длугош неверно переводит название
орденского города, ошибочно отождествив Лешкен (Ляски), расположенный в
Жулавской области (где находилась резиденция данного фогта Тевтонского ордена),
и Ласки - город, расположенный на территории комтурства Роттенгаузенского
(Рогозьнинского).
32.Хоругвь городка Бартенштейн - знамя-гонфанон с
изображением серебряного лезвия топора вправо в черном поле с серебряной главой.
Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать вторая (хоругвь - В.А.) - города
Бартенштейна, имела знаменем белую секиру на черном поле".
33.Хоругвь
комтурства Остеродского и городка Остероде - четвертованная в червлень и
серебро.
Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать третья (хоругвь - В.А.) -
командорства и города Остероды; ее знамя составляли четыре квадратных поля,
именно белые и красные, расположенные крест-накрест; ее вел Пенченгаун
(правильно - Гамрат фон Пинценау; ранее Длугош именует его также неправильно, но
иначе - "Печенгайн" - В.А.), остеродский командор".
34.Хоругвь прусских
рыцарей-вассалов Ордена из Кульмской земли (Кульмерланда) – аналог. 12, но с
черным прямым латинским крестом в верхней части и с тремя красными столбами в
левом верхнем углу; именно этой хоругвью рыцарь-изменник Никкель (Нильце,
Нильте) фон Ренис из Кульмерланда подал своим соратникам ложный сигнал к
отступлению, вызвавший замешательство, а затем – сумятицу и хаос во всем
орденском войске. За подобные действия Устав Тевтонского ордена предусматривал
для виновного знаменосца смертную казнь, которая и постгла изменника (правда, не
сразу); вероломный Никкель фон Ренис был схвачен и обезглавлен по приговору
орденского суда.
В своей "Истории Польши" Ян Длугош ошибочно именует ее
"хоругвью кульмской земли", которая "имела на знамени красные и белые волны с
черным крестом над ними", столь же ошибочно "назначая" ее знаменосца Никкеля фон
Рениса ("Никша") знаменосцем другой, двенадцатой хоругви войска Тевтонского
ордена (описанной нами выше). Предводителем тридцать четвертой хоругви был граф
Иоганн фон Зейн, комтур Торна.
35,42,43.Хоругви комтурства Эльбингского и
города Эльбинг (Эльблонг) – пересеченные в серебро и червлень, с прямым красным
крестом в серебряном и с прямым же серебряным крестом – в красном поле.
Согласно "Истории" Яна Длугоша, "тридцать пятая (хоругвь - В.А.) -
командорства и города Эльбинга, имела на знамени два белых креста, один в
верхней части, другой - в нижней, на красном поле (в вышедших из-под пера того
же Яна Длугоша "Прусских знаменах" это знамя приписано отряду города
Данцига-Гданьска с бургомистром во главе, в "Истории Польши" Длугоша не
упоминающемуся - В.А.)...Сорок вторая - командорства и города Гданьска, имела в
верхней части знамени красный крест на белом поле, в нижней - белый крест на
красном поле; предводителем ее был вице-командор гданьский (В своих "Прусских
знаменах" Длугош приписал это знамя Эльбингу-Эльблонгу - В.А.)...Сорок третья -
состоявшая из рыцарей из Миснии (Мейссена _ В.А.), имела в верхней части знамени
белый крест на красном поле, а в нижней - красный крест на белом поле".
36, 38.Хоругви немецких рыцарей ("гостей" Ордена) из Северной Германии -
знамена-гонфаноны, серебряные, с черной перевязью справа.
Согласно
"Истории" Длугоша, "тридцать шестая (тевтонская хоругвь - В.А.) иноземных
рыцарей из Нижней Германии, имела знаменем широкую черную косую полосу на белом
поле...Тридцать восьмая - собранная из рыцарей, прибывших с Рейна, имела
знаменем на белом поле косую широкую черную черту".
37.Хоругвь комтурства
Торнского (Торуньского) и городка Торн (Торунь) – знамя-гонфанон с изображением
красного замка с тремя башенками с окнами черного цвета, с раскрытыми черными
воротами с поднятой серебряной решеткой и растворенными золотыми створками, в
серебряном поле.
Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать седьмая (хоругвь
- В.А.) - командорства и города Торуня, имела на знамени замок с тремя красными
башнями и черными воротами с двумя открытыми желтыми створками, на белом поле;
вел ее вице-командор торуньский".
39.Хоругвь городка Меве - скрещенные
серебряные стрела и арбалетный болт оперением вниз в красном поле.
Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать девятая (хоругвь - В.А.) - города
Гнева, или, по-немецки, Меве, которую вел Иоганн граф фон Венде (в
действительности - Фридрих фон Венден - В.А.), командор гневский; его подручными
были жители и горожэане Гневского округа; она была набрана из рыцарей, прибывших
из Франконии; на ее знамени были две белых скрещенных стрелы на красном поле,
одна заостренная, другая без железного острия, только с древком". В данном
случае Длугош опять ошибается - комтуром (командором) Меве в 1407-1410 гг. был
не Фридрих фон Венден, а Сигизмунд фон Рамунген.
40.Хоругвь городка
Гейлигенбейль - аналог. 32, но лезвие топора несколько уже.
Согласно
"Истории" Длугоша, "сороковая (тевтонская хоругвь - В.А.) - города, называемого
Свента Секирка, по-немецки Хейльгебейт (правильно: Гейлигенбейль - В.А.), имела
знаменем на черном поле белую секиру".
41.Хоругвь комтурства
Брунсбергского (в "Истории Польши" Яна Длугоша она ошибочно названа "хоругвью
комтурства Брауншвейгского"!) – красный, с серебряными полосами, восстающий лев
с золотой короной, в лазурном поле – герб Тюрингии, в память об основателе
Брунсберга – ландграфа Конрада Тюрингского, Верховного Магистра Тевтонского
Ордена в 1239-1240 гг.
В "Истории" Длугоша о ней сказано буквально
следующее: "Сорок первая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Брунсвика,
имела знаменем на лазурном поле красного льва с белыми полосами в трех местах,
именно на груди, животе и на одной ноге, и с желтой короной на
голове".
44.Хоругвь городка Ортельсберг (Щитно) – скошенная справа в
червлень и серебро.
В "Истории" Длугоша сказано буквально следующее: "Сорок
четвертая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Щитно, имела знамя,
разделенное наискось на белое и красное поле; вел ее Альберт фон Эчбор, командор
Щитна, иначе Ортельсбурга".
46.Хоругвь города Книпгоф (Кнейпгоф,
по-польски: Книпава), со временем слившегося с Кенигсбергом - золотая чешская
королевская корона в серебряном поле и прямой серебряный крест в красном поле -
что в сочетании опять-таки дает геральдические цвета Богемии-Чехии, как
напоминание об основателе города – чешском короле-крестоносце Оттокаре II
Пшемысле.
Согласно "Истории" Длугоша, "сорок шестая (хоругвь - В.А.) -
города Книпова, имела в верхней части знамени красную корону на белом поле, а в
нижней части - белый крест на красном поле". В то же время в своих "Прусских
знаменах" Ян Длугош относит данное знамя к городу Кенигсбергу (по-польски:
Крулевцу), а знамя города Кнейпгофа (Книпавы) вообще не
упоминает.
47.Хоругвь рыцарей-крестоносцев - "гостей" Ордена - из
Рейнской области Германии - дважды пересеченная в золото, серебро и червлень; в
"Истории Польши" Яна Длугоша сорок седьмая хоругвь орденского войска ошибочно
названа "хоругвью ливонских рыцарей», хотя братья-рыцари Тевтонского Ордена из
Ливонии в битве при Танненберге не участвовали, поскольку их глава – ландмейстер
Тевтонского Ордена в Ливонии Конрад фон Фитингоф(ен) – заключил сепаратный мир с
Витовтом; к тому на хоругви ливонских рыцарей были изображены, с одной стороны –
Небесная покровительница Ордена - Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом на
руках, а с другой – святой мученик Маврикий (покровитель рыцарства и рижского
купеческого братства "Черноголовых") с орденским щитом и копьем святого Лонгина.
В своей "Истории Польши" Ян Длугош пишет о знамени сорок седьмой
тевтонской хоругви буквально следующее: "Сорок седьмая (хоругвь - В.А.) -
состоявшая из ливонцев, имела знамя в три поля: верхнее светло-голубое,
посредине - белое и нижнее - красное".
48.Хоругвь баллея (бальяжа)
Дишауского и городка Дишау – четырехкратно рассеченная в чернь и
серебро.
В "Истории" Яна Длугоша о нейи говорится: "Сорок восьмая
(хоругвь - В.А.) - фогтства и города Тчева, имела знаменем четыре белых и
черныъх чередующихся поля, наподолбие частокола; ее вел Матиас фон Беберах
(правильно: фон Беберн - В.А.), тчевский фогт
49.Хоругвь города
Альт-Алленштейн (Старый Ольштын) – дважды пересеченная в чернь, серебро и
червлень, цветов рода фон Паннвиц.
В "Истории" Длугоша о ней сказано
следующее: "Сорок девятая (хоругвь - В.А.) - города Большого Ольштына, иначе
Мельзак, имела знамя из трех полей: вверху - черное, посредине - белое и нижнее
- красное". В данном случае Ян Длугош ошибочно объединил в своем описании два
разных города - Старый Ольштын (по-немецки: Альт-Алленштейн), названный им
Большим (в отличие от меньшего, Ольштынка, или, по-немецки, Алленштейна). и
Мельзак (по-польски: Пененжно).
50.Хоругвь рыцарей-крестоносцев ("гостей"
Ордена) из Мейсена (четвертованная в лазурь и червлень – геральдические цвета
маркграфства Мейсенского).
В "Истории" Длугоша в данной связи говорится:
"Пятидесятая хоругвь - наемных рыцарей, имела знамя с четырьмя квадратными
полями, двумя лазурными и двумя красными, расположенными
крест-накрест".
51.Хоругвь комтурства Бранденбургского и городка
Бранденбург - одноглавый червленый бранденбургский орел в серебряном поле – в
память об основании маркграфом Бранденбурга одноименного замка на землях
Тевтонского Ордена в ходе крестового похода).
В "Истории" Длугоша о
пятьдесят первой хоругви говорится следующее: "пятьдесят первая (хоругвь - В.А.)
- командорства и города Бранденбурга, имела знаменем красногоь орла на поле (без
указания цвета поля - В.А.); ее вел Марквард фон Зальцбах, командор
бранденбургский".
В части своей "Истории Польши", посвященной битве при
Танненберге, Ян Длугош упоминает еще одну хоругвь Тевтонского Ордена Приснодевы
Марии, которой не довелось принять участие в судьбоносном сражении 15 июля 1410
года - хоругвь комтурства Швец, о которой пишет буквально следующее: "Хоругвь же
командорства и города Свеца, знамя которой состояло только из белых и красных
полей, расположенных крест-накрест, не участвовала в настоящей битве, ибо
командор свеценский Генрих (Рейсс - В.А.) фон Плауэн со всеми местными воинами и
рыцарями Свеценского командорства был оставлен на месте, чтобы защищать
Померанскую землю от нападения и опустошения, которого опасались со стороны
Януша Бжозоглового из замка Быгдощи (по-немецки: Бромберг - В.А.), так что
командор свеценский со своей хоругвью и воинами не мог принять участие в
битве".
Как известно, комтур Швеца брат Генрих Рейсс фон Плауэн, после
гибели большей части орденского войска и самого Гохмейстера Ульриха фон
Юнгингена под Танненбергом, возглавил успешную оборону орденской столицы
Мариенбурга-на-Ногате от польско-литовского войска, а после снятия осады был
избран новым Верховным Магистром Ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской.
Нажмите, чтобы прочитать
Книга Тевтонского Ордена
Пролог
Как был основан Немецкий Орден
Во имя Святой Троицы мы доносим до всех заинтересованных лиц кем, когда и как орден Госпиталя Св. Марии Германской в Иерусалиме был основан. В год 1190 от Рождества Господа нашего, когда христиане осаждали Акру и, с Божьей помощью, вырвали ее из рук неверных, именно тогда объявилась в армии группа хороших людей из Бремена и из Любека, которые, через милость Господа нашего, сжалились над многими нуждами больных в армии и организовали вышеупомянутый госпиталь под парусом корабля, именуемого "когом", под коий парус они перенесли больных с большой преданностью и заботились о них с усердием. Это малое начинание затронуло сердца герцога Фридриха Швабского и других благородных лордов, чьи имена приведены далее: честного патриарха Иерусалимского и Генриха, короля Иерусалимского, и герцога Генриха Брабантского, который был главой армии там, и Мастера Госпиталя Св. Иоанна и Мастера Храма, архиепископа и великих людей того же королевства, по чьему совету вышеупомянутый герцог Швабии послал своих послов за море к брату своему королю Генриху, который был Священным Императором, дабы испросил тот у Папы Целестина утверждения вышеупомянутого госпиталя и предоставления больным Устава Госпиталя Св. Иоанна, а рыцарям - Ордена Тамплиеров. Так получилось, что оба эти пути жизни и их привилегии милостью Господа нашего и щедростью Папы, были утверждены и даны госпиталю. Но этот образ жизни дан не только земными людьми, но и Господом, Отцом нашим небесным.
Прочли мы в Ветхом Завете как лорд Авраам, великий патриарх, сражался, дабы освободить своего брата, лорда Лота, захваченного в плен, и битвой освободил его из темницы. По возвращении его, Мельхизедек с дарами встретил его и там Святой Дух открыл как высоко он, имеющий высшее Место в Церкви, должен ценить рыцарей и как должен он с благославлениями принимать их протекцию над Церковью с особой благосклонностью, и также предоставлять им индульгенции и подтверждения религиозных пожертвований, предложенных им праведными людьми. Так возник рыцарский орден верующих для борьбы с неверными.
Этот орден, включающий в себя и небесное и земное рыцарство, самый главный, так как он пообещал отмстить оскорбления Бога и Креста Его и сражаться, чтобы Святая Земля, которую подчинили себе неверные, принадлежала христианам. Св. Иоанн также видел новое рыцарство, сходящее с небес. Это видение означает для нас, что теперь Церковь будет иметь рыцарей, поклявшихся изгнать врагов ее силой. В дополнение к этому есть также свидетельство, что во времена Моисея и Иисуса Навина, что были судьями среди евреев, были рыцари Божьи, которые сражались в битвах, угодных Богу, и которые, словно львы, покорили злые и языческие народы, захватившие Святую Землю, и уничтожили их до последнего человека. Лорд Давид был королем, Самим Богом избранным для королевства Своего, а также великим пророком; и были в доме его люди, чьей обязанностью было хранить его и уничтожать всех, кто подстерегал Давида. Это есть знак, что Господь Бог наш, кто есть Глава Церкви, в наши дни тоже должен иметь охранников. Мы помним также борьбу, похвальную и Богу угодную, рыцарей, Маккавеями поименованных; как отважно, за честь свою и за веру, они сражались с язычниками, желавшими заставить их отречься от Бога, и, с Его помощью, победили и уничтожили их, так что снова очистили Святой Город, который был осквернен язычниками, и снова восстановили мир в земле своей.
Этим битвам, это святой Рыцарский Орден Госпиталя Св. Марии Германской ревностно подражал и заслужил быть украшенным многим почетными членами, ибо есть рыцари и избранные воины в Ордене, которые из любви к чести и земле отцов уничтожали врагов веры рукой своей. Также они, от изобилия любви к ближним, принимают гостей и пилигримов и бедных. Также они по доброте своей ухаживают с усердием за больными в госпитале.
Среди членов есть также священники, играющие достойную и полезную роль, ибо в мирное время они сияют среди светских братьев, убеждая их строго следовать правилам, справляя для них божественные обряды и службы, и давая им причастие. Но когда бедствия обрушиваются, они укрепляют собратьев для битвы и увещевают их помнить, как Бог страдал за них на кресте. Также они должны заботиться и защищать здоровых и больных, и выполнять свои обязанности с кротким духом. Поэтому многие Папы смотрели на этот особенный Орден, который широко распространился на благо Святой Церкви, радостными глазами, и осветили и наделили его многими вольностями и привилегиями.
Устав
Это - Устав братьев, служащих Германскому Братству Св. Марии
Во славу всемогущей Троицы. Здесь начинается Устав братьев Госпиталя Св. Марии Германской в Иерусалиме, который разделен на три части. Первая часть рассказывает о целомудрии, послушании и житие в бедности, сиречь без имущества. Во второй говорится о госпиталях, о том, как и где они должны организовываться. В третьей говорится о правилах, коии должны соблюдать братия.
1.О целомудрии, послушании и бедности и их исполнении
Есть три вещи, которые является основополагающими любой религиозной жизни, и они прописаны в этом правиле. Первое - пожизненное целомудрие, второе - отказ от собственной воли, т.е. послушание вплоть до смерти, третье - принятие бедности, т.е. житие без собственности после вступления в этот орден. Эти три вещи формируют и делают посвященных подобными Господу Нашему Иисусу Христу, который был и остается целомудренным телом и душой, и который принял великую бедность при Своем рождении, когда обернули Его в истрепанные пеленки. Бедности следовал Он всю Свою жизнь до того как нагим был Он распят на кресте за грехи наши. Он также дал нам пример послушания, ибо до самой смерти послушен был Отцу Своему. Таким образом Он освятил в Себе святое послушание, когда говорил Он: "Я пришел не по Своей воле, а по воле Отца Моего, Того, Кто послал Меня". Также Св. Лука пишет, что Иисус, покидая Иерусалим с Марией и Иосифом, был послушен им. На эти три вещи, целомудрие, послушание, и житие без собственности, полностью опирается сила этого правила и они должны оставаться неизменными, так чтобы Мастер Ордена не имел власти освобождать кого-либо от этих трех вещей, ибо, если нарушена одна из них - нарушено все правило.
2. О том, что дозволено владеть собственностью, наследством, землей и крепостными сообща
Братья, по причинам больших затрат, возникающих от нужд столь многих людей и госпиталей, а также рыцарей, и больных, и бедных, могут владеть сообща и вместе во имя Ордена и его отделений, движимым имуществом и наследствами, землей и полями, винокурнями, мельницами, крепостями, деревнями, церковными приходами, часовнями, и другими подобными вещами, которые дозволены их привилегиями. Они также могут владеть, с пожизненным правом, людьми, мужчинами и женщинами, и крепостными, мужского и женского пола.
3. О свободе обвинять и отвечать на обвинения в законном порядке
Так как любой религиозный орден, имеющий свободы и привилегии, дарованные ему Папским Престолом, неподсуден светским судам, так и этот святой Орден Братьев Госпиталя Св. Марии Германской в Иерусалиме должен сознавать, что он находится под особой защитой Папского Престола. Но, чтобы подобная защита со стороны Церкви никоим образом не вступала в противоречие с законом, мы объявляем, что братия в своих исках кому бы то ни было, сохраняют все свои свободы и привилегии, при условии, что действуют они не злонамеренно, честно и незлобливо по отношению к тем, кого обвиняют, либо кому предъявляют иск. А если им предъявлено обвинение, они ни в коем случае не должны вести себя хитро и/или лживо по отношению к своим обвинителям.
4. Об основании госпиталей
Так как этот Орден имел госпиталь ранее, нежели рыцарей, что видно из его названия, ибо он называется Госпиталем, так мы объявляем, что в головной комтурии, либо же там где порешит Мастер и Совет Ордена, во все времена должен быть госпиталь; однако же где-либо еще, если кто-либо желает передать уже основанный госпиталь, комтур и совет мудрейших братьев могут принять либо отклонить это предложение. В других комтуриях этого Ордена, где нет госпиталя, госпиталь не может быть основан без особого распоряжения Мастера и Совета мудрейших братьев.
5. О том, как должно принимать больных в госпиталь
Больных должно принимать в госпиталь следующим образом. Когда больной прибывает, перед тем, как он будет помещен в госпиталь, он должен исповедаться, если он достаточно силен, и если присутствует духовник, и он должен получить причастие, если духовник советует это. И если у него есть какая-либо собственность, брат, отвечающий за госпиталь должен сохранить ее, выдав больному расписку в получении сего имущества. Также он должен предупредить больного, что он заботится о благополучии его души, и что все распоряжения и решения больного относительно его собственности будут по возможности выполнены.
6. О том, как должно заботиться о больных в госпитале
Затем, после размещения больного в госпитале, за ним должно, на усмотрение госпитальера, который должен решить каковы нужды больного, ухаживать прилежно, с тем, чтобы в головной комтурии, где глава Ордена, было столько лекарей, сколько требуют нужды комтурии и сообразно количеству больных, и к больным должно относиться сострадательно и любовно заботиться о них, согласно суждению лекарей и обстоятельствам комтурии, и каждый день им должно давать пищу перед тем, как братия садятся за стол, и по воскресениям Послания и Евангелия должно читать им и окроплять их Святой Водой и братии должно в шествии следовать к ним. В других комтуриях их милосердно должно кормить в надлежащее время. По воскресениям Послания и Евангелия должно читать им и окроплять их Святой Водой, но без шествия, ежели только комтур, на свое усмотрение не прикажет иное. Также мы оставляем на его усмотрение, в совете с мудрейшими из братии, снабжение лекарей в поименованных госпиталях. Далее, внимательно следить должно, дабы во всех госпиталях у больных не было недостатка в свете ночью. Те же, кто умрет в госпитале в любое время до Вечерни, должен быть похоронен сразу же, если это устраивает начальство. Умершие же после Вечерни должны быть похоронены на следующий день после Заутрени, если только глава госпиталя не примет другое решение. Мы также желаем, чтобы строго соблюдалось следующее правило: везде, где есть госпиталь, брат, которому Мастер или заместитель Мастера доверил заботу о больных, должен заботиться об их душах равно как о телах и стараться служить им смиренно и преданно. Комтуры также должны следить внимательно, дабы больные не испытывали недостатка в пище и других своих нуждах, насколько это может быть соблюдено. Однако, если вопреки стараниям или из-за небрежения тех, кто заботится о нуждах больных, больными будет пренебрежено, тогда братия, служащие в госпитале должны известить об этом Мастера либо начальство, коии должны наложить на провинившихся должное наказание, согласно тяжести проступка. Тот, кому доверены больные, также должен, насколько возможно, держать в подчинении слуг, коии должны привносить преданность и покорность в задачу сострадательного и верного служения больным; и ежели очевидное пренебрежение со стороны тех, кто ухаживает за больными, будет им замечено, он не должен оставить это безнаказанным. Комтуры, равно как и остальные братья должны всегда помнить, что, вступая в этот святой Орден, они торжественно клялись служить больным точно так же, как поддерживать честь рыцарства.
7. О том, как должно высылать собирателей милостыни
Так как забота о больных влечет за собой огромные траты, в соответствии с уступками в привилегиях Ордена, могут быть посвящены в духовный сан с особого разрешения Мастера или комтура и высланы сборщики милостыни для больных, коии должны быть религиозны, и выбраны для этой цели, и коии могут провозглашать папские индульгенции мирянам, а также напоминать людям приходить на помощь госпиталям, подавая милостыню. Они также должны быть примерного поведения, дабы, как это сделали сыновья Илии, не отвратить людей от пожертвований Богу и от подавания милостыни для больных. Также, они не должны быть неумеренными в тратах своих, и, когда они путешествуют по стране и приходят в одну из комтурий Ордена, должно им благодарно принимать предложенное им братьями и довольствоваться этим, не требуя большего.
8. О том, как братия должны приходить и выслушивать божественные службы и обряды
Братья, священники и светские, должны сообща и вместе днем и ночью посещать богослужения и почасовые молитвы, и священники должны петь и читать службы согласно требнику и сводам, положенным Ордену; мирские братья, присутствуют ли они на службе или находятся где-либо еще, должны на Заутреню прочесть Отче Наш тринадцать раз, семь раз прочесть Отче Наш в любой другой канонический час, кроме Вечерни, когда они должны прочесть Отче Наш девять раз. В часы же Святой Девы они должны столько же раз прочесть Отче Наш, и когда мирские братья достаточно образованы так что некоторые из них, по своей воле, либо с разрешения брата настоятеля, желают читать псалмы и другое, имеющее отношение к службе священников, со священниками в канонические часы или же часы Девы Марии, то такие братья освобождаются от цитирований Отче Наш, установленных для мирских братьев. Братьям, занятым на постах, разрешено отсутствовать на богослужении и ужине, когда долг их не позволяет им посетить их. В Заутреню, после приглашения и гимна, братия должны воссесть вместе, но когда читаются Евангелия и поются хвалебные гимны, а также в часы Святой Девы, все здоровые должны встать, и те, в своих часовнях и молельнях, должны подняться со своих мест, кладя поклоны на каждый Слава Господу Нашему в почтении к Святой Троице. Но когда они стоят, они должны кланяться при Слава Господу Нашему с заметным наклоном тела. Они должны также прилежно следить, дабы не потревожить других шепотом, громким говором либо не установленными молитвами, а также прилагать все усилия, дабы то, что произносят их губы, шло бы из их сердца, ибо любая молитва несет мало пользы, если возносится без участия сердца.
9. О том, как часто в году должны братия получать причастие
Так как Господь Наш сказал в Евангелии: "Евший Мою плоть и пивший кровь Мою, во Мне пребывает, а Я в нем, и "не увидит он смерти," то мы устанавливаем, чтобы все братия этого Ордена принимали Святое Причастие семь раз в году. Первый раз – в четверг перед Пасхой, тот самый четверг, когда Господь Наш Иисус Христос впервые установил причастие и дал Свое тело и кровь Свою Своим ученикам и приказал им начать обедню в память Его; второй раз – на Пасху; третий раз – на Троицын день; четвертый раз – во время Мессы Святой Девы в Августе; пятый раз – во время мессы на День Всех Святых; шестой раз – на Рождество; седьмой раз – на Candlemas . Не должно принимать Святое Причастие меньшее количество раз, ибо другие ордена, где также есть мирские братья, приучены причащаться гораздо чаще.
10. О том, как должно возносить молитвы о живых и мертвых
Для мертвых, кто уже предстал пред судом Господним, и посему нуждается в скорой помощи, братия должны уделять внимание, дабы не задерживать ту помощь, коию обязаны предоставлять. Поэтому мы постановляем, чтобы каждый присутствующий священник отслужил заупокойную службу, изложенную в требнике Ордена, за каждого брата своего Ордена, недавно почившего, а каждый мирской брат должен прочесть сотню Отче Наш за упокой души брата своего. Братия там, где нет монастыря, должны прочесть столько же. Каждый брат должен каждый день читать пятнадцать раз Отче Наш за всех братьев, где бы они не расстались с этим миром. Более того, каждый брат священник этого Ордена должен проводить ежегодно десять месс за грехи и во спасение всех братьев и слуг, жертвователей и друзей Ордена, еще живущих, и десять месс за упокой душ умерших. Церковнослужители, не являющиеся священниками, должны прочесть три Псалма за живых и столько же за мертвых. Каждый мирской брат должен читать Отче Наш тридцать раз в день в предписанные часы за благодетелей, слуг и всех друзей Ордена, еще живущих, и столько же за усопших. Однако они не должны возносить эти молитвы во время поста. Обязанностью братства, где скончался один из братьев, является отдавать лучшее одеяние почившего бедняку, а также, в течение сорока дней, еду и питье обычное для одного брата, ибо милостыня освобождает от смерти и укорачивает наказание души, отошедшей в праведности. Никто из братьев не должен делать никаких других пожертвований в любое время года.
11. О том, как и что братья могут использовать в качестве одежды и постели
Братьям этого Ордена позволено носить и использовать холст для нижних рубах, подштанников и чулок, простыней и покрывал, а также для других вещей, по необходимости. Верхняя одежда должна быть спокойных тонов. Братья рыцари должны носить белые плащи, как знак своего рыцарства, но другие их одежды не должны отличаться от одежд остальных братьев. Мы постановляем, чтобы каждый брат носил черный крест на плаще, на покрытиях шлема и брони, дабы показывать наружно принадлежность свою этому Ордену. Меховые изделия, рясы и одеяла не должно изготавливать из меха иного, кроме меха овец и коз, однако, никому не должно давать козлиный мех, если только он сам о том не попросит. Братья должны иметь обувь без шнурков, пряжек или колец. Также, те братья, кто заведует одеждой и обувью, должны заботиться о том, чтобы снаряжать братьев таким тщательным и подобающим образом, чтобы каждый имел нужный размер, не слишком длинный, не слишком короткий, не слишком узкий, не слишком широкий, и чтобы каждый мог без какой-либо помощи одеть и снять свои одежды и обувь. Что касается постельных принадлежностей, каждый брат должен довольствоваться спальным мешком, ковриком, простыней, покрывалом из холста или тонкого полотна и подушкой, если только брат, заведующий спальными принадлежностями, не выдает больше или меньше означенного. Также подобает при получении новых вещей, возвращать старые, дабы тот, кому возвращаются вещи, мог раздавать их слугам и бедным. Но если случится, что запрещено Господом, что брат упорно настаивает на получении оружия или вещей лучших или более изящных чем те, что ему выдали, то он заслуживает получения худших. Ибо это показывает, что тот, кто заботится в первую очередь о нуждах тела, не имеет крепости в сердце и внутренней добродетели. Так как духовные лица, в миру живущие, должны показывать свою веру своим одеянием, тем более подобает состоящим в Ордене носить специальные одежды.
12. О бритье духовных и мирских братьев
Все братья должны стричь свои волосы в монашеской и духовной манере, дабы и спереди и сзади их можно было опознать как людей, принадлежащих к религиозному ордену. Что касается бороды и усов, также необходимо следить, чтобы они были не слишком коротки и не слишком густы. Духовные братья должны иметь тонзуру не слишком малого размера, как то приличествует состоящим в ордене, и, поскольку они служат мессу, они должны брить свои бороды.
13. О том, как и что братья должны есть
Когда братья собираются для принятия пищи, клирики должны прочесть благословение на свой выбор, мирские же братья – Отче Наш и Аве Мария, и все должны принять пищу данную милостью Божьей и монастырем. Трижды в неделю, в воскресенье, вторник и четверг, братьям дозволено есть мясо; другие три дня им дозволено вкушать сыр и яйца, а в пятницу – рыбу; однако им дозволено вкушать мясо в любой день, на который приходится Рождество, даже если это – пятница, ибо все живое радуется в этот день. Одинаковую пищу должно давать всем братьям и распределять ее равно, соответственно статусу, месту и нужде брата, однако среди братьев большее внимание должно уделять нужде, нежели положению. Ничто нельзя забирать у одного ради нужды другого, но каждый должен получать долю согласно своей нужде. Также не должны они желать для себя всего, что они видят отданным другим, в большей нужде. Пусть тот, чья нужда меньше благодарит Господа; пусть тот, чья нужда больше, из-за болезни, смиряет себя, и когда получает больше из-за слабости своей, пусть не возгордится проявленной к нему милостью; и так все братья будут жить в мире и согласии. Мы предупреждаем, что должно избегать специального воздержания, которое отличается заметно от общего. В своих монастырях братья едят по двое, кроме овощных блюд, и пьют раздельно. Далее, в тех комтуриях, где есть конвент братьев, состоящий из командира и двенадцати братьев, по числу апостолов Христовых, обычай читания за столом должен соблюдаться, и все вкушающие должны слушать в тишине. Так чтобы не только рот вкушал пищу, но и уши, жаждущие слова Божия. Однако, находящиеся за столом, в случае нужды могут тихо и в нескольких словах разговаривать с теми, кто прислуживает или с другими людьми, с которыми им необходимо решить какие-то мелкие дела. Прислуживающие и те, кто сидят за вторым, отдельным от конвента столом, и братья в маленьких комтуриях, где нет читания за столом, должны стремиться хранить молчание насколько это позволяют дела комтурии, если только командующий, из-за гостей, не дает разрешение на разговоры. Братья не должны вставать из-за стола до того, как закончили прием пищи, если только это не неотложное дело, после чего они могут вернуться и закончить прием пищи. Когда прием пищи окончен, клирики должны прочесть молитву на свой выбор, мирские же братья – дважды Отче Наш и дважды Аве Мария, после чего они должны организованно отправиться в церковь либо туда, куда их направит начальник. Оставшиеся целые буханки хлеба должно сохранять, остальное же может быть роздано как милостыня.
14. О подаянии милостыни и десятины хлеба
Полезным постановлением этого Ордена, продиктованным благочестием, является то, что во всех комтуриях этого Ордена, где есть церкви или часовни, десятина хлеба, испеченного в печах комтурии, раздается бедным, либо же, вместо хлеба, обычные подаяния раздаются трижды в неделю.
15. О соблюдении поста братьями
С воскресенья перед днем Св. Мартина до Рождества, и семь недель перед Пасхой, кроме воскресений, кроме того на Двенадцатую Ночь, и Вечер Очищения Богородицы, канун Св. Матиаса, пятницы со Дня Всех Святых до Пасхи, день Св. Марка, если только он не приходится на воскресенье, а также три дня, когда носится Крест Господень, и в канун Троицыны дня, и в пост накануне Св. Иоанна Крестителя, и Св. Петра и Св. Павла, и Св. Джеймса и Св. Лаврентия, и в пост накануне Дня Богородицы в августе, в день Св. Варфоламея, и в вечер Рождества Богородицы, и на Св. Матфея, Св. Симона и Св. Иуду, в канун Дня Всех Святых, на Св. Андрея, Св. Томаса, и на Двенадцать Дней Поста, братья должны принимать лишь постную пищу, если только телесная немощь или какая другая нужда не требует иного; и если сочельник выпадает на воскресенье, то им должно поститься вместо этого в субботу. По пятницам, с Пасхи до Дня Всех Святых братьям должно потреблять постное дважды в день, если только, дабы миряне не возмутились, комтур с лучшими из братьев не посоветуют иного.
16. О вечернем питье
Каждый постный день братья должны иметь полдник; в другие дни, когда они едят дважды, они не имеют его, если только не имеется специального предписания комтура. В дни полдника братьям, после Вечерни, до Повечерия должно собраться на полдник и, вознося благодарения Господу, принять предложенный им напиток; и так как в других орденах, где есть полдник, производятся чтения, коим внимают в тишине, мы советуем братьям хранит молчание во время полдника, или говорить только на достойные темы, избегая простых сплетен. После того, как они услышат сигнал, они должны идти на Повечерие.
17. О том, как и где братия должны спать
Все здоровые братья, если это легко организовать, должны спать вместе в одной комнате, если только начальствующий над ними приказывает некоторым братьям, из-за исполнения ими обязанностей или по каким-либо другим причинам, устраиваться на ночь другим образом; и когда они спят, им должно спать в подпоясанных нижних рубахах, подштанниках и чулках, как принято истинно верующим. Им разрешается спать отдельно только в самых исключительных случаях. Там, где обычно спят братья, свет должен гореть всю ночь.
18. О том, как братия должны хранить молчание
После Повечерия братья должны хранить молчание до Заутрени, если только в это время им нет необходимости поговорить со своими слугами, или кем-либо еще, исполняющим свои обязанности, или заботящимся об их конях или их оружии или выполняющими какие-либо еще данные им приказания; для этого они должны выбрать наиболее подходящее время и делать это как можно быстрее и тише. Однако есть исключения из этого правила, такие как нападение воров или пожар; и любой, открывший для подобных речей свои уста должен прочесть перед сном Отче Наш и Аве Мария.
19. О том, что никто из братьев, кроме должностных лиц, не может иметь печать
Мы также устанавливаем, чтобы никто из братьев, кроме тех, кому доверена канцелярия, не мог иметь печать или посылать письма или читать письма, посланные ему кем-либо, без разрешения настоятеля, пред кем, если ему будет угодно, полученное письмо или письмо посылаемое должно быть прочитано.
20. О том, как братия могут получить разрешение на то, чтобы отдавать, получать и обмениваться вещами
Братья могут обменивать или отдавать без разрешения то, что они изготовили из дерева, кроме вещей, доверенных брату для собственного использования настоятелем, и которые он не должен обменивать или отдавать без разрешения хозяина; также ни один брат, кроме комтура, не может получать подарки для своего собственного использования без разрешения вышестоящего начальства, кто также властен решать, хочет ли он позволить брату оставить подарок себе или отдать кому-либо еще.
21. О том, что не могут они иметь личных замков и ключей
Так как религиозные люди должны любыми способами избегать собственности, мы желаем, чтобы братья, которые живут в монастырях, обходились без ключей и замков для сумок и коробок и сундуков и всего другого, что может замыкаться. Исключением из этого правила являются братья, которые путешествуют, а также должностные лица, чьи должности требуют подобных вещей на благо всего монастыря.
22. О рыцарях
Так как этот орден специально основан для рыцарей, сражающихся против врагов Креста и веры, и так как обычаи врагов в сражении и других вопросах очень разнятся в разных землях, и таким образом необходимо противостоять врагам разным оружием и разными способами, мы оставляем на усмотрение старшего меж братьями все вопросы, касающиеся рыцарей, лошадей, оружия, слуг и другие вещи, надлежащие и допустимые братьям в битве, чтобы он приказывал и решал все вышеупомянутые вопросы совместно с советом мудрейших братьев провинции, в которой идет война, или же с теми, кто рядом, если он не может отложить решение этих вопросов, не повредив остальным братьям. Однако, необходимо строго соблюдать следующее правило: седла и уздечки и щиты не должны покрываться золотом и серебром неумеренно, равно как и другими мирскими цветами. Копья, щиты и седла не должны иметь чехлов, но тонкие пики могут покрываться ножнами, дабы оставались они острыми для нанесения ран врагам. Также, если мастер, или брат, облеченный такой властью мастером, дает просто так или взаймы другим людям зверей и оружие, даденное ранее братьям временно для личного пользования, тогда братья, коим это было дадено, ни в коем случае не должны возражать, дабы не подумали, что хотят они удержать для себя навсегда то, что было дадено им лишь временно. Далее, мы постановляем, дабы ни один брат не желал иметь оружие либо животное, как свою личную собственность. Если же случится, что брату было дано что-либо, неподобающее к использованию, он должен смиренно и скромно известить об этом того, кто отвечает за данную службу и оставить решение этого вопроса на его усмотрение.
23. Об охоте
Братьям не должно участвовать в охоте, как она ныне проводится, с науськиванием и гончими и соколами и приманками. Но если у них есть, либо они приобретут в дальнейшем, в некоторых провинциях густые леса, от которых могут получить они много дичи и шкур, тогда им дозволяется иметь охотников, коих братья могут сопровождать с оружием в руках для защиты от злых людей. Однако не должно им носиться по полям и лесам за дикими животными со стрелами и другим оружием. Далее, мы разрешаем им преследовать без гончих волков, рысей, медведей и львов, и уничтожать их, но не как пустое времяпровождение, а для общего блага. Между тем, братья могут также стрелять птиц, дабы упражняться в стрельбе и повышать свое мастерство.
24. Об уходе за больными братьями
Так как больные имеют право на особый уход и внимание, мы желаем, дабы уход за больными доверялся бы тем, кто предусмотрительны и преданны, кто с усердием честно уделяли бы внимание каждой их нужде и удобствам и полностью следовали бы наставлениям врача, если таковой полностью надежен.
25. О старых и немощных братьях
О старых и немощных братьях должно великодушно заботиться соответственно их немощи; относиться к ним должно с терпением и почитанием; никто ни в коей мере не должен быть строг к телесным нуждам тех. Кто держит себя благородно и благочестиво.
26. О том, как должны братья жить в дружбе и братской любви
Все братья должны вести себя друг с другом так, чтобы дружеское согласие во имя братства не обернулось жесткостью сердца, но должно им обратить внимание на то, чтобы жить вместе, в братской, любви, согласно и дружно в духе доброты, так чтобы могли сказать о них: как хорошо и приятно братьям проживать вместе в единстве, которое есть согласие. Пусть каждый, как только может, несет тяготы другого, и, в соответствии с советом апостолов, будет прилежен в уважении другого. Никаких злых речей – ни перешептываний, ни клеветы, ни хвастовства о делах минувших, ни ложь, ни проклятий или оскорблений, ссор или праздных слов не должно исходить из братских уст. Но если кто-либо из братьев обидит другого словом или делом, пусть не замедлят они найти примирение, и немедленными словами залечат раны в сердце другого, коии нанесли словом или делом; так Апостол учит нас, что солнце не заходит над нашим гневом, что означает, что он не длится до заката; и как Господь Наш Иисус Христос учит нас в Евангелии: "Ежели что принес ты пред алтарь и вспомнил, что брат твой имеет обиду на тебя, оставь подношение свое и поторопись примириться с братом своим и лишь потом соверши жертвоприношение".
27. О том, как все братья должны собираться на совет
Мастер Ордена или его заместители должны созывать всех братьев, когда они собираются решать вопросы, касающиеся всего Ордена в целом, продолжать ли или изменить политику Ордена, а также вопросы отчуждения земли или другой собственности Ордена, для чего разрешение должно быть получено от Мастера и Собрания, а также вопросы принятия в Орден; затем, то, что решат мудрейшие из братьев после обсуждения, Мастер или его заместители должны воплотить в жизнь. В случае разногласий, Мастер или его заместители могут решить кто из братьев мудрее; кроме того, благочестие и благоразумие, знания и хорошая репутация должны иметь вес больший, нежели простое большинство. Более мелкие вопросы могут быть решены без всеобщего сбора братьев. Самые мелкие вопросы они могут решать сами. Ежели случится, что какие-то важные вопросы, касающиеся комтурии или Ордена в целом, необходимо будет обсудить после Повечерия, это может быть сделано, при условии, что братья будут избегать праздных слов и слов, к смеху приводящих. Присутствующие на подобном совете также должны прочесть Отче Наш и Аве Мария перед отходом ко сну.
28. О том, как братья должны подавать людям хороший пример
Ежели братья путешествуют или идут на врага или по своим делам, так как они крестом своим показывают знак кротости и Ордена, они должны стараться примерами дел хороших и слов полезных показывать людям, что Бог с ними и внутри них. Если ночь застанет их в дороге, они могут, после Повечерия или до Заутрени, говорить на темы нужные и честные, но не в гостинице после повечерия, исключая случаи выше описанные. Должно им избегать гостиниц и мест с плохой репутацией; также должно иметь им свет в комнате своей всю ночь, дабы не случилось ничего плохого с их репутацией или же имуществом. Когда они в дороге, путешествуя с места на место, они могут посещать богослужения и молитвы, где бы то ни было, а по возвращении, в случае усталости от оружия или дороги, могут быть они освобождены утром от Заутрени; и не только с дороги уставшие, но и занятые нужными делами могут быть от того освобождены. Свадьбы и собрания рыцарей и другие собрания и пустые развлечения, которые дьяволу служат гордостью мирскою, братьям должно посещать редко, только лишь по делам Ордена либо для спасения душ заблудших. Братья должны избегать разговоров с женщинами в подозрительных местах и в подозрительное время, а особо с девами, а также должны они избегать целовать женщин, ибо это есть прямое проявление невоздержанности и мирской любви, и потому запрещено целовать даже матерей и сестер своих. Никто из братьев не должен иметь дела с людьми, от церкви отлученными, либо с теми, кто публично анафеме предан, кроме специально разрешенных случаев. Также никто из братьев не может быть крестным отцом, кроме как в случае смертельной необходимости.
29. Об испытании тех, кто желает вступить в этот Орден
Тому, кто желает вступить в это честное братство должно дать испытательный срок, достаточный, чтобы он понял и познал все тяготы, ожидающие его на службе Ордену, а братья могли узнать характер его, если только не желает он избежать этого испытательного периода и поручитель его согласен, в каковом случае ему должно принести обет полного послушания. Затем комтур или священник должны дать ему плащ с Крестом, освященный простым благословением и окропленный святой водой, ибо получает он одеяние Ордена с Крестом и ничто более не отличает его от тех, кто пришел в Орден ранее его.
30. О том, как следует принимать детей в Орден
Мы также желаем, чтобы ни один ребенок не получил одеяния Ордена и не был принят в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия. Если же случится такое, что отцы или матери или опекуны приведут ребенка в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия, или же ребенок придет добровольно, и если братья желают принять его, то должно воспитывать его до четырнадцати лет, после чего, если он и братья согласны, его должно принять в Орден обычным образом.
31. О том, как должно принимать женщин на службу Ордену
Далее заявляем мы, что ни одна женщина не может быть принята в полное служение и братство в этом Ордене, ибо часто храбрость мужей сильно смягчается от близкого общения с женщинами. Тем не менее, поскольку есть некоторая помощь больным в госпиталях, равно как и обращение со скотом, с коими женщины справляются лучше мужчин, разрешено держать женщин для такого рода вещей. Однако, их можно принять лишь с разрешения комтура, и, когда они приняты, их следует размещать отдельно от братьев, ибо целомудрие братьев, живущих вместе с женщинами, хотя бы и постоянно при свете, все равно в опасности, и также это не может долго продолжаться без скандала.
32. О приеме тех, кто женат в качестве прислуги Ордена
Так как Орден может нуждаться в людях, мы позволяем принимать в качестве прислуги в Орден мирских людей, женатых и одиноких, кто предает тело свое и собственность братьям; более того, их жизнь, как и подобает, должна быт честной, и не только должны они избегать явных грехов, но не должны также гнаться за незаконными прибылями и торговлей. Они должны носить одежды религиозных оттенков, но не с полным крестом. И если женаты они и один из супругов умирает, половина имущества почившего отходит Ордену, а вторая половина – супругу до скончания жизни его; а по смерти второго супруга, все имущество отходит Ордену. Также все, приобретенное ими после принятия в Орден, отходит Ордену. Заявляем также, что по желанию и усмотрению комтура, некоторые лица могут быть приняты в Орден и на других условиях, если только комтур находит это полезным.
33. О том, как следует принимать тех, кто служит из милосердия или за деньги
Если кто-либо желает служить Ордену из милосердия или за деньги, так как трудно принять специальное правило, годное для всех подобных случаев, мы заявляем, что это мы оставляем на усмотрение должностного лица, ответственного за принятие претендентов; далее, никто из братьев не имеет права бить служащих из милосердия или за деньги, кроме должностных лиц, которые, дабы исправить плохое поведение своих подчиненных могут подвергать их телесному наказанию, как это принято. Ежели случится, что рыцарь, либо человек достойный этого звания присоединится к Ордену, чтобы служить из милосердия с оружием в руках, и затем погибнет, каждый из братьев, присутствующих при этом, должен прочесть тридцать раз Отче Наш во спасение его души, и также должно в течение семи дней отдавать бедным такое количество пищи, которое обычно потребляет один брат.
34. О заботе Мастера о братии
В Ковчег Завета были положены розга и манна небесная, что означает для нас, что судьям должно применять и то, и другое: одно кротко призывает к милосердию, другое – справедливо требует строгости. Поэтому Мастер, который поставлен над всеми и должен сам подавать всем братьям хороший пример, должен и порицать непокорных и принимать больных, и должен ободрять павших духом и быть мягким и терпеливым со всеми, и должен нести в руках своих розгу и посох, согласно словам пророка; розгу бдительности, с помощью которой, денно и нощно следя за вверенным ему стадом, он милостиво освобождает ленивых от смертельного сна лености и пренебрежения священными ритуалами, усердно и справедливо пресекает любое неповиновение; посох же олицетворяет отеческую заботу и сострадание коим должен он поддерживать морально неустойчивых и укреплять малодушных и разбитых печалью, дабы они, неободренные, не были побеждены отчаянием.
35. О том, как должны они убеждать, советовать и обвинять друг друга
Если случится, что один из братьев узнает о скрытых грехах другого. Он должен мягко и истинно по-братски убедить его раскаяться и сознаться в своих прегрешениях. Но если тот что-то совершил открыто противу души своей, или же противу чести комтурии или Ордена, это не должно игнорировать, и должно убедить его предстать перед мастером и братьями и смиренно просить прощения. Но также, если он не согласится признать свою вину и будет приведен к сознанию вины пред мастером и братьями, то пусть понесет он строжайшее наказание.
36. О том, как братьям должно исправлять свои проступки
Если брат словом или делом совершит пустячный проступок, он должен раскрыть это перед начальником своим и исполнить указанное тем, во исправление проступка. За мелкий проступок и наказание должно быть соответствующим, если только эти мелкие проступки не повторяются столь часто, что не остается ничего, кроме как ужесточить наказание. Если же случится, что будет кем-либо открыт проступок, коий брат собирался скрыть, должно наказать его более сурово, нежели обычно наказывают за подобный проступок. Если же проступок велик, его должно отделить от общества братьев, и не дозволять ему вкушать пищу совместно с братьями и садить его должно отдельно ото всех. Он же должен быть полностью покорен воле и приказам мастера и братьев, дабы и он мог спастись в Последний День.
37. О внимательности Мастера в своей свободе действий
Мастер имеет право освободить от любого из обязательств, изложенных в данном Уставе, кроме трех – целомудрия, бедности и послушания – и, с должным вниманием ко времени, месту, человеку и нуждам дела, давать подобные освобождения, но делать это таким образом, чтобы в каждом отдельном случае действовать во славу Божию, с должным вниманием к благочестию и практическим соображениям. Аминь.