Лекция 8
Грамотный герб: критерии оценки
Геральдику как таковую - часто и весьма условно - делят на теоретическую и практическую (в последнюю включают и герботворчество), но еще точнее будет различить в ней три главных ипостаси: гербовую науку, гербовое искусство и гербовое право. Если знак, именуемый гербом, не находит корректного отражения хотя бы в одном из трех названных «зеркал» научной геральдики - он вообще не является гербом в подлинном смысле этого понятия. Рассмотрим «проекции» настоящей геральдики и последствия несоответствия им:
1. «Гербовая наука» (нем. Wappenkund), т.е. правила геральдики: нормы, каноны, традиции и т.п. Герб, не соответствующий правилам геральдики или воплощенный с их нарушением, оказывается образчиком т. наз. псевдогеральдики, фальшивой геральдики (ср. англ. «bogus heraldry» - «грязная геральдика»).
Примеры гербоведческой безграмотности наиболее широко представлены в т. наз. “советской городской геральдике”, типичными представителями которой являются эмблемы, сочиненных в советском прошлом для городов Никольск (Вологодская область) и Выкса (Нижегородская область).
]]>
]]>
Каждый из щитов немотивированно разделен на несколько не связанных между собою, но геральдически раноправных цветных полей, как будто щит объединяет в себе несколько отдельных гербов (два и четыре соответственно), что не соответствует действительности; в случае с Выксой это тем более очевидно: два из четырех полей попросту пустуют.
Оба символа лишены знакового ядра и отличаются негеральдичной “рыхлостью” композиции, оба несут чуждые геральдике - науке средневековой! - изображения технических новинок современности (сталелитейный ковш, трубы, тягач-лесовоз).
Попрано основное правило геральдики, запрещающее наложение финифти на финифть и металла на металл: см. серебряные снежинки на золотом поясе и серебряный щит с оленем, помещенный на такой же металл).
Помимо общих, каждый из «гербоидов» несет в себе характерные только для него негеральдичные «вольности»: - уже упоминавшийся лесовоз в эмблеме Никольска обращен геральдически влево, в то время как обычный профильный поворот фигуры в щите настоящего герба – геральдически вправо (т.е. влево при виде от зрителя); негеральдично и внесение в гербовый щит цифр (даты основания) и писанного литерами имени владельца герба: настоящая геральдика не объясняется со зрителем словами, но только – символами, эмблемами.
- декоративная золотая кайма по контуру выксинского щита имеет в геральдике вполне осмысленное значение «понижающего» элемента, подчеркивающего вторичность окаймленного герба по отношению к некоему исходному, «вышестоящему». Здесь же ошибочно обозначена и территориальная принадлежность города: вместо традиционного отведения земельной эмблеме, оленю в серебряном поле, специального участка, называемого «вольной частью» (она обычно примыкает к одной из сторон или находится в углу щита), территоральная символика воспроизведена в отдельной четверти, как если бы Выкса включала в себя всю Нижегородчину (в действительности все обстоит строго наоборот); считать же эту четверть «вольной частью» мешает ее равная с другими полями площадь и сохранение контура гербового щита вокруг эмблемы оленя.
2. «Гербовое искусство» (нем. Wappenkunst), т.е. умение этими правилами пользоваться, учитывать и применять на практике при создании и воспроизведении герба. Без гербового искусства грамотно составленный герб просто не сможет появиться на свет.
Пример:
16 августа (по старому стилю) 1781 года Екатериной II был Высочайше утвержден герб Петрозаводска. Геральдическое описание, являющееся единственным эталоном любого герба, предусматривало, что городской герб (в ту эпоху он помещался в нижней части щита) воспроизводит «…на разделенном полосами золотом и зеленою краскою поле три железные молота, покрытые рудоискательною лозою…» (до 1857 г. городской герб помещался в нижней половине щита – под губернским).
]]>
]]>
При гравировании рисунка петрозаводского герба для свода российских территориальных и городских гербов, которое вышло отдельным томом-приложением к Полному собранию законов Российской империи в 1843 г., рудоискательная лоза из герба Петрозаводска исчезла (рис. справа). Слабое умение достоверно воспроизвести герб по его описанию привело к искажению герба, который в действительности выглядел иначе (рис. справа).
3. «Гербовое право» (нем. Wappenrecht) определяет не только право на герб того или иного субъекта права, но и сами “гербовые права”, принадлежащие этому субъекту в зависимости от его правового статуса и места в социальной иерархии. Сегодня термин “гербовое право” нуждается в дополнительном разъяснении уже потому, что само по себе право на герб в современном мире принадлежит любому (так, в республиканской России гербом может владеть любое лицо: как юридическое, так и физическое).
В большинстве случаев вопрос о полноценности и легитимности того или иного герба не может быть решен простым обращением напрямую к нормам международного гербового права – для этого они слишком общи. Всякий герб существует в «геральдической юрисдикции» своей собственной (национальной) традиции и, так или иначе, несет на себе ее отпечаток.
Любой внешне (с точки зрения Wappenkund и Wappenkunst) грамотный герб, принятый и используемый без учета норм гербового права или же вопреки им, уличает в пользователе такого герба самозванца, превышающего свои геральдические полномочия. К категории геральдических «правонарушителей» относятся как прямые узурпаторы чужих гербов, так и владельцы, присваивающие себе гербы, содержащие не приличествующие им эмблемы и атрибуты.
Если содержимое щита и девиз провозглашают “геральдическое имя” владельца герба, то обрамление, состоящее из геральдических атрибутов статуса и знаков отличия, показывают “геральдический титул” носителя этого имени. Вот почему к внешнему убранству щита предъявляются особые требования геральдико-правового характера: в выборе имени субъекту права предоставляется больше свободы выбора, свободный же выбор титула невозможен.
При этом особенности герба, обусловленные следованием локальной традиции (в т.ч. – порядку внешнего оформления гербового щита), принято уважать и, как следствие, признавать сам герб полноценным, даже если с точки зрения других локальных геральдических систем эти особенности выглядят необычно.
И наоборот, вновь создаваемый герб оказывается заведомо фальшивым с точки зрения международного гербового права, если он находится в противоречии с геральдическими нормами, действующими в стране происхождения герба. Если со сменой общественно-политической системы и устранением ограничений права на герб число субъектов гербового права расширяется, а новые нормы оформления гербовых щитов законодательством еще не установлены (как, напр., в современной России), то действительными считаются прежние, принятые в данной локальной геральдической традиции. При этом ликвидация сословных барьеров не означает автоматического распространения (на новые категории гербовладельцев) прав пользования теми атрибутами, которые данная локальная традиция («геральдическая юрисдикция») относит к сословным.
Примеры:
Оба рассматриваемых ниже знака принадлежат российским владельцам - частному лицу (справа) и общественной организации (слева) – и поэтому анализируются с точки зрения соответствия нормам отечественного гербового права.
Герб справа увенчан т. наз. “закрытым” шлемом: по своим структурно-геральдическим характеристикам (стальной, составляющий единое целое с оплечьем и имеющий опущенное подвижное забрало) он соответствует “копьевому” шлему русского дворянина. При этом золотой клейнод (медальон, подвешенный на цепи, охватывающей горловину шлема) является традиционным атрибутом другого фасона дворянского шлема - “решетчатого”. Владелец представленного герба дворянином не является. Венец, установленный на шлеме и уподобленный шишке хвойного дерева, не имеет точного соответствия в арсенале российских геральдических корон, и отчетливо пародирует т.наз. coronet - бесстатусный венец-нашлемник, характерный для английской локальной геральдической традиции. Ближайшим структурно-геральдическим аналогом такой “коронки” в отечественной геральдике является общедворянская.
]]>
]]>
Точно того же псевдобританского происхождения и coronet, венчающий щит в гербе справа: составленная из металлического обруча и “звезд Давида”, эта “коронка” является ярким образчиком ложных (псведогеральдических) венцов, призванных, по мысли их сочинителей, символизировать профессиональную сферу деятельности или этноконфессиональную принадлежность владельца. Нелишне заметить, что ни российская, ни одна другая из числа континентальных европейских геральдических традиций таких корон не знает в принципе.
В соответствии с нормами, принятыми в российской геральдике, щитодержатели (в данном случае ими выступают два орла) могут помещаться только в гербах: титулованного и древнего (“допетровского”) дворянства, субъектов Российской Федерации и их административных центров, а также тех владельцев, кому такая привилегия специально предоставлена государством. Щитодержатели не относятся к общедоступным атрибутам статуса и не могут быть самовосприняты.
Последнее замечание относится также к мантиям и сеням, на фоне которых изображается гербовый щит: они приличны только в гербах высшей знати (княжеского и императорского достоинства), а также в гербах тех субъектов Российской Федерации, что имели в историческом прошлом статус самостоятельных княжеств. Поэтому в гражданских и корпоративных гербах мантия отсутствует. Показанный в обсуждаемом гербе иудейский талит, замещающий мнимую мантию, оказывается статусно бессмысленным и геральдически ничтожным элементом.
Строго говоря, он не принадлежит настоящему гербу наряду с «коронкой» и щитодержателями, т.к. действующие нормы отечественного гербового права не предусматривают никаких внешних украшений для оформления корпоративных гербов – правила для нее не могли сложиться, т.к. в Российской Империи корпоративная геральдика как институт вообще не существовала, а новые правила обрамления гербов корпораций в современой РФ еще не установлены). Максимальный «набор» элементов, из которых может состоять герб юридического лица в современной России, исчерпывается геральдическим щитом (с включенными в него эмблемами) и девизом, помещаемым на девизной ленте; кроме того, корпорация вправе дополнить свой герб знаками принадлежащих ей государственных наград.
В заключение следует отметить, что сами по себе гербовые щиты двух последних гербообразных композиций соответствуют формально-геральдичским требованиям и могут выступать в качестве полноценных гербов. Снабженные недействительными («чужими») атрибутами, оба герба становятся фальшивыми.
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.
Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.
Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.